В возрасте 98 лет ушла из жизни бессменный хранитель и душа Пушкинского музея Ирина Антонова
Ушла из жизни Ирина Антонова. Великая, именно так о ней говорят во всем мире все, кто неравнодушен к изобразительному искусству. Из своих 98 лет более полувека она была бессменным хранителем и душой Пушкинского музея. Это благодаря ей он стал больше чем музеем — центром притяжения. Еще в советские годы Антонова сделала так, чтобы люди здесь, в Москве, могли увидеть шедевры мировой культуры. И не просто увидеть, а понять и почувствовать. На каждой выставке создавала уникальную атмосферу. Всегда повторяла: «Я хочу увлечь искусством». И это ей определенно удалось.
Озябшие розы на ограде Пушкинского. Музея, которому Ирина Антонова всегда признавалась в любви. Вот и одно из последних выступлений начала с этого: «Я очень люблю наш музей, я в нем выросла, можно сказать. Вся моя жизнь в нем прошла».
Она пришла в Музей еще до Победы в апреле 1945 года. Всю жизнь жестко относилась к возвращению трофеев, считала, что вывезенные из Германии произведения искусства — это ничтожная расплата за потери нашего народа. Успела застать создание Музейного городка вокруг Пушкинского.
Но о главной своей мечте — возрождении Музея нового западного искусства, уничтоженного по приказу Сталина в 1948 году, Антонова говорила с особой страстью, убежденностью и, как и обещала, до последних дней: «В Москве будет великий музей самого первого ранга! Это музей, собранный Щукиным и Морозовым и восстановленный в Москве!»
Ирина Антонова всегда искренне удивлялась, когда ее спрашивали: «Что вы чувствуете, приходя в музей, которым руководили больше полувека?»
- Прихожу каждый день! Я работаю здесь с утра до вечера. Те же самые чувства!
Тот же кабинет и тяжелые двери, только на табличке с 2013 года не директор — президент музея. Но прошедшие семь лет показали: ни Антонова не могла без Пушкинского, ни он без нее.
- Ну а что вы меня снимаете, ребята? Ну, не надо!
Излишнее внимание Ирина Александровна не любила. Говорила: «Вы не на меня смотрите, а по сторонам!»
Французский культуролог Андрэ Мальро однажды зажег Ирину Антонову идеей, что все произведения искусства эмоционально связаны между собой. И показать это надо так, чтобы понял даже ребенок.
«Маленькая восьмилетняя девочка говорит: «А я вижу общее между вот этой кошкой и портретом Льва Николаевича Толстого! — Она говорит: «Они какие-то оба очень вдумчивые!» Ребенок это угадал, вы понимаете?» — рассказывала она.
Это ее идеи привели к тому, что люди дежурили не только у магазинов, но и впервые — возле музея. «Джоконда» Леонардо да Винчи, которая до этого лишь дважды покидала Лувр, оказалась в Москве благодаря ее усилиям. Легендарную очередь занимали за много часов. Чтобы хоть на мгновение встретиться глазами со знаменитой итальянкой.
Вместе с гениальным пианистом Святославом Рихтером Ирина Антонова придумала знаменитые «Декабрьские вечера» — объединила музыку и живопись. Так уж совпало, что сегодня фестиваль проходит в сороковой раз, и, конечно, посвящен только ей одной. А в начале 80-х Антоновой серьезно попало за то, что в музее играли Стравинского, Шнитке и Рахманинова.
Пушкинский хоть и был витриной страны для Запада, но своих — Кандинского, Малевича и Шагала — было не выставить. И зрители их увидели лишь в 1981 году на выставке «Париж — Москва».
Она говорила, что человечество создало столько великого, что хватит всем не на один век. Не упускала из виду не одну деталь. Развешивала картины словно совершала акт творения.
«Это есть драматургия в музее. И акценты, которые мы расставляем, вы часто не отдаете себе в этом отчет, а принимаете это через нас. Мы вам так предложили смотреть!» — поясняла Ирина Антонова.
Блистательный переговорщик, она вызволила арестованные в Швейцарии в 2005 году м полотна Ренуара, Дега, Ван Гога и Гогена. Кабинет директора превратился в оперативный штаб.
Возвращенные картины она встречала на крыльце как детей. А когда готовила выставку Караваджо, дошла до самого кардинала, чтобы заполучить эту картину, которую никогда не выносили из римской церквушки.
До пандемии каждый ее день был расписан. Научные конференции, лекции и поездки по всему миру — постоянные поиски и мысли о новых выставках. Ирина Александровна переживала за любой экспонат всем сердцем, ведь он должен сохраниться на века.
Она привезла к нам Эль Греко, Тициана и Рафаэля, Гойю и Модильяни, Шанель и Диора. Разрушала «железный занавес» и расширяла горизонты. А ведь когда-то выбирала между балериной и циркачкой. С детства мечтая о профессии, где зрителей не обманешь.
Когда свой царственной походкой она шла в итальянский дворик Пушкинского, ей устраивали овации. До 90 лет сама водила машину — говорила, что так отдыхает, пока едет на работу. При жизни она утопала в цветах и комплиментах. Все эпитеты были только в превосходной степени.
И сегодня эти залы, которым Ирина Антонова отдала 75 лет своей яркой жизни, наполненные ее дыханием, трепетом и любовью, словно осиротели. Но они продолжат жить и восхищать новые поколения зрителей, потому что пропитаны ее энергией и верой в то, что музей — это единственное место, где хранится самое высокое представление о человеке.
Пока человек существует, существует искусство, и оно будет существовать, то есть будут создаваться произведения искусства, которые делают нас тоже бессмертными», — говорила она.