Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
1 декабря 2020, 21:05

Ушла из жизни великая Ирина Антонова, десятки лет открывавшая для страны мировое искусство

Первый день зимы принес известие о большой утрате. Больше нет Ирины Александровны Антоновой, много лет главного человека в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Когда уходят люди такой величины, как-то всегда кто-то пытается определить место, которое они занимали в жизни. Пожалуй, место Ирины Антоновой — здание в центре Москвы на Волхонке. Все просто. Потому что она и есть Пушкинский музей.

Озябшие розы на ограде Пушкинского. Музея, которому Ирина Антонова всегда признавалась в любви. Вот и одно из последних выступлений начала с этого: «Я очень люблю наш музей, я в нем выросла, можно сказать. Вся моя жизнь в нем прошла».

Она пришла в Музей еще до Победы в апреле 1945 года. Всю жизнь жестко относилась к возвращению трофеев, считала, что вывезенные из Германии произведения искусства — это ничтожная расплата за потери нашего народа. Успела застать создание Музейного городка вокруг Пушкинского.

Но о главной своей мечте — возрождении Музея нового западного искусства, уничтоженного по приказу Сталина в 1948 году, Антонова говорила с особой страстью, убежденностью и, как и обещала, до последних дней: «В Москве будет великий музей самого первого ранга! Это музей, собранный Щукиным и Морозовым и восстановленный в Москве!»

Ирина Антонова всегда искренне удивлялась, когда ее спрашивали: «Что вы чувствуете, приходя в музей, которым руководили больше полувека?»

- Прихожу каждый день! Я работаю здесь с утра до вечера. Те же самые чувства!

Тот же кабинет и тяжелые двери, только на табличке с 2013 года не директор — президент музея. Но прошедшие семь лет показали: ни Антонова не могла без Пушкинского, ни он без нее.

- Ну а что вы меня снимаете, ребята? Ну, не надо!

Излишнее внимание Ирина Александровна не любила. Говорила: «Вы не на меня смотрите, а по сторонам!»

Французский культуролог Андрэ Мальро однажды зажег Ирину Антонову идеей, что все произведения искусства эмоционально связаны между собой. И показать это надо так, чтобы понял даже ребенок.

«Маленькая восьмилетняя девочка говорит: «А я вижу общее между вот этой кошкой и портретом Льва Николаевича Толстого! — Она говорит: «Они какие-то оба очень вдумчивые!» Ребенок это угадал, вы понимаете?» — рассказывала она.

Это ее идеи привели к тому, что люди дежурили не только у магазинов, но и впервые — возле музея. «Джоконда» Леонардо да Винчи, которая до этого лишь дважды покидала Лувр, оказалась в Москве благодаря ее усилиям. Легендарную очередь занимали за много часов, чтобы хоть на мгновение встретиться глазами со знаменитой итальянкой.

А однажды, уже около очереди на выставку сокровищ Египта, к ней подошла взволнованная женщина.

«Скажите, это здесь показывают волосатую женщину?» И я понимаю, что она говорит о мумии! Беру ее за руку, провожу за собой, ну, и делаю ей маленькую экскурсию. Она вот так, вытаращив глаза, смотрит на маску Тутанхамона: «Как у вас интересно! А это кто?» Показывает на Давида в итальянском дворике», — рассказывала Ирина Антонова.

Она знакомила страну с западным миром через искусство. Открывала для зрителей авангардистов. После смелой выставки Александра Тышлера — художника не любила власть, — Антоновой досталось лично от министра культуры Фурцевой.

«Екатерина Алексеевна встретила меня в колонном зале. Приперла меня буквально двумя руками к стене и сказала: «Что я слышу? Что у вас происходит в музее? Он не член Союза художников, его не показывают нигде». На мое счастье в это время подошел Иогансон, он был президентом Академии художеств: «Катя! Он хороший художник!» И она сказала дивную фразу: «Да? А мне говорили…», — рассказывала Ирина Антонова.

Вместе с гениальным пианистом Святославом Рихтером Ирина Антонова придумала знаменитые «Декабрьские вечера» — объединила музыку и живопись. Так уж совпало, что сегодня фестиваль проходит в сороковой раз, и, конечно, посвящен только ей одной.

А в начале 80-х Антоновой серьезно попало за то, что в музее играли Стравинского, Шнитке и Рахманинова. Но она всегда пользовалась тем, что разрешали больше, чем ее другу — Юрию Любимову.

«В отличие от Любимова, который был просто русский театр, мы попали вот в этот двойной стандарт: Что-то было можно — лицом в одну сторону! А что-то было нельзя!», — вспоминала она.

Пушкинский хоть и был витриной страны для Запада, но своих — Кандинского, Малевича и Шагала — было не выставить. И зрители их увидели лишь в 1981 году на выставке «Париж — Москва».

Уважая «Черный квадрат», она никогда не испытывала к нему трепета. Считала, что как потушенный свет в окне, он лишь символ конца огромного периода в искусстве, начавшегося Ренессансом. Но, говорила, огорчаться не надо — человечество создало столько великого, что хватит всем не на один век. Не упускала из виду не одну деталь. Развешивала картины словно совершала акт творения.

«Это есть драматургия в музее. И акценты, которые мы расставляем, вы часто не отдаете себе в этом отчет, а принимаете это через нас. Мы вам так предложили смотреть!» — поясняла искусствовед.

Блистательный переговорщик, она вызволила арестованные в Швейцарии в 2005 году полотна Ренуара, Дега, Ван Гога и Гогена. Кабинет директора превратился в оперативный штаб. Возвращенные картины она встречала на крыльце как детей. А когда готовила выставку Караваджо, дошла до самого кардинала, чтобы заполучить эту картину, которую никогда не выносили из римской церквушки.

До пандемии каждый ее день был расписан. Научные конференции, лекции и поездки по всему миру — постоянные поиски и мысли о новых выставках. Ирина Александровна переживала за любой экспонат всем сердцем, ведь он должен сохраниться на века.

«Я могу быть злой, понимаете, раздраженной, но не депрессивной! Почему — я не знаю, но я действительно, это чувство не испытывала», — делилась она.

Она привезла к нам Эль Греко, Тициана и Рафаэля, Гойю и Модильяни, Шанель и Диора. Разрушала «железный занавес» и расширяла горизонты. А ведь когда-то выбирала между балериной и циркачкой. С детства мечтая о профессии, где зрителей не обманешь.

Когда свой царственной походкой она шла в итальянский дворик Пушкинского, ей устраивали овации. До 90 лет сама водила машину — говорила, что так отдыхает, пока едет на работу. При жизни она утопала в цветах и комплиментах. Все эпитеты были только в превосходной степени.

И сегодня эти залы, которым Ирина Антонова отдала 75 лет своей яркой жизни, наполненные ее дыханием, трепетом и любовью, словно осиротели. Но они продолжат жить и восхищать новые поколения зрителей, потому что пропитаны ее энергией и верой — в то, что музей — это единственное место, где хранится самое высокое представление о человеке.

«Пока человек существует, существует искусство, и оно будет существовать, то есть будут создаваться произведения искусства, которые делают нас тоже бессмертными», — говорила она.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей