Сохранен единственный действующий договор об ограничении вооружений между Россией и Америкой
Ну, а что послевоенное человечество? С одной стороны, насоздавало международных организаций, чтобы было где договариваться, а о чем, найдется. С другой, наделало оружия достаточно для взаимного гарантированного уничтожения.
Создатели первой американской атомной бомбы, когда поняли, что сделали, придумали символические «часы судного дня». Сколько осталось до ядерной войны, ее началом выбрали полночь. В 47-м году стрелку установили в первый раз, на без семи минут. Больше всего, без семнадцати, она показывала в 91-м, когда Советский Союз и Соединенные Штаты подписали договор о сокращении стратегического вооружения. Ближе всего до полуночи, минута сорок, было в прошлом году.
Вопрос о ратификации соглашения, продлевающего СНВ-3, встал на повестке Госдумы и Совета Федерации после телефонного разговора Владимира Путина и Джо Байдена. Разговора, который в пресс-службе Кремля охарактеризовали как «откровенный».
У новой администрации США новый взгляд на СНВ. Если Трамп упирался до последнего, пытаясь выторговать новые условия, Байден готов продлевать безусловно. Как и предлагал Владимир Путин.
– У меня есть предложение, а именно продлить действующий Договор без всяких условий хотя бы на год, с тем, чтобы иметь возможность провести содержательные переговоры по всем параметрам с тем, чтобы не оставить и наши страны, да и все государства мира, которые заинтересованы в сохранении стратегической стабильности без такого фундаментального документа, как Договор о стратегических наступательных вооружениях, – предлагал Владимир Путин.
Позицию президента парламентариям сегодня представлял замглавы МИД Сергей Рябков: «Это отражение ответственной линии Российской Федерации в вопросе контроля над вооружениями, существенно, что договор продлевается на пятилетний срок без дополнительных условий, это время мы рассчитываем использовать для того, чтобы развернуть США углубленный интенсивные переговоры о будущем контроля над вооружениями».
После того, как США вышли из целого ряда договоров об ограничении вооружений, последним оплотом сдерживания оставался СНВ-3. Подписали его в 2010 году Дмитрий Медведев и Барак Обама. На тот момент Россия и Америка имели ядерный паритет, примерно по 2,5 тысячи боезарядов, мы были впереди по ракетам шахтного базирования, а США превосходили по ракетам подводных лодок. СНВ-3 еще больше сократил это число до отметки в 1550 боезарядов на 700 носителях. Договор подразумевает обоюдные инспекции, обмен телеметрией, то есть, дает возможности взаимного контроля.
– Мы ездили к американцам, наша группа инспекционная, американцы, наконец, мы вышли на согласованные уровни, 1550 боезарядов и количество носителей. Дальше посредством инспекций на местах стороны поддерживают свою уверенность, что никаких увеличений согласованных уровней не происходит. Но поверьте мне, этого количества вполне достаточно. Я всегда говорил, что уничтожать эту планету десять раз нет никакого смысла, – рассказывает Евгений Бужинский, вице-президент Российского совета по международным делам, председатель Центра политических исследований России.
А еще СНВ подразумевает, что стратегические наступательные вооружения не будут размещаться за пределами территорий России и США. Этот пункт особенно важен в условиях, когда Америка буквально обложила мир своими военными базами. Россия последовательно настаивала на сохранении статус-кво. Ведь только на паритетной основе можно обеспечить реальное сдерживание и избавить мир от угрозы большой войны.
– Это успех. Успех нашего президента, успех нашей дипломатии российской, потому что на протяжении длительного времени американцы не шли на подписание, сейчас мы видим, что вот этот лед тронулся, и своего рода прорыв состоялся, после разговора нашего президента с вновь избранным президентом Соединенных Штатов Америки. Это соответствует вообще такой доктрине поддержания глобальной безопасности, и конечно, здесь мы можем уже, обеспечив контроль, вмешиваться или говорить, что допустимо, а что нет, – считает Вячеслав Володин, председатель Государственной Думы РФ.
Государственная дума включила вопрос об СНВ-3 первым номером. Еще до голосования было понятно, ратификацию поддержат все парламентские фракции.
– Прежде всего, этот договор позволит нам и дальше сохранять свое качественное превосходство, поскольку он содержит количественные ограничения. Важно и то, что мы сохраняем стратегическую стабильность в мире, важно, что мы открываем возможности для дальнейших договоренностей по ограничению вооружений, этих возможностей очень много, – комментирует Вячеслав Никонов, председатель комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке, член фракции «Единая Россия».
– Это последний документ, который как-то сдерживает паритет сил и предупреждает мир о том, что ядерная война недопустима, но одновременно надо принять целый ряд шагов, связанных с тем, чтобы не было паузы. Нужен полноценный диалог, – уверен Геннадий Зюганов, руководитель фракции КПРФ в Госдуме РФ.
– Это договор связан с самыми дорогими вооружениями. Если его не останавливать, и Америка, и Россия потратят огромные ресурсы, а это мертвые деньги. Они стоят, ракеты на складе и что толку? Это очень важный договор, освободившиеся деньги бросить на пандемию, – рассказывает Владимир Жириновский, руководитель фракции ЛДПР в Госдуме РФ.
– С учетом того, что дедлайн наступал буквально 5 февраля этого года, важно было все-таки договориться, тем самым открывается дорога для дальнейшей работы и дальнейшего пути по сокращению гонки вооружений. Она никому не выгодна, и она опасна, – говорит Сергей Миронов, руководитель фракции «Справедливая Россия» в Госдуме РФ.
В итоге ратифицировано единогласно. Спустя буквально час, так же единогласно, продление СНВ-3 одобрил Совет Федерации.
– Это пример того, что при всех наших разногласиях, которые имеют место, и они известные, когда речь идет о мировой стабильности, мировой безопасности, когда идет учет взаимной учет интересов, Россия и США могут подходить ответственно, прагматично и договариваться, – заявила Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации РФ.
– Продление этого соглашения — это огромный успех нашей дипломатии, огромный успех, личный успех Путина, потому что именно Путин еще в конце 2019 года исчерпывающим образом подтвердил готовность России без всяких условий этот договор продлевать, неоднократно говорил об этом и в дальнейшем добивался продления этого договора, и наконец-то это произошло, – комментирует Константин Косачев, председатель комитета СФ РФ по международным делам.
В Москве оценили прагматизм, который продемонстрировала администрация Байдена в первые дни у власти. Как подчеркнули в Кремле, пятилетнего срока продления СНВ вполне достаточно для дальнейшей работы в сфере контроля за вооружениями. И наша страна готова к сотрудничеству, опять же, на принципах взаимности, без односторонних уступок. Внезапного потепления отношений с Америкой никто, конечно, не ожидает, и все-таки сохранение СНВ-3 позволит сделать наш мир не столь непредсказуемым.