Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
19 февраля 2021, 18:19

В Ленинградской области к высокой нагрузке готовится самый западный морской порт

Гигантский грузовой хаб Усть-Луга по всему миру будет отправлять нефтепродукты из Белоруссии. Международное соглашение о перевалке подписали транспортные ведомства двух стран. До сих пор бензин, мазут, масла с белорусских заводов цистернами везли в Европу через Литву. Какое-то время все было нормально, но потом литовских партнеров как подменили. А бизнес, как известно, любит определенность.

Этот договор между Россией и Белоруссией уже назвали историческим. Консультации продолжались практически до церемонии подписания. В итоге удалось выйти на принципиальную договоренность — белорусские нефтепродукты будут идти на Запад через российские порты.

«Соглашение подписывается на три года, но оно фактически неограниченного действия, потому что оно предусматривает автоматическую пролонгацию. Поэтому российские порты сегодня готовы осуществить перегрузку белорусских нефтепродуктов в объеме 9,8 миллиона тонн», — рассказал министр транспорта РФ Виталий Савельев.

«Я очень рад, что нам удалось договориться. Соглашение даст существенный толчок и открывает новые возможности по открытию альтернативного маршрута по поставке нефтепродуктов, в первую очередь на экспорт», — отметил министр транспорта и коммуникаций РБ Алексей Авраменко.

В Белорусии два крупных нефтеперерабатывающих завода — Мозырский и Новополоцкий. Ежегодно страна экспортирует около 11 миллионов тонн нефтепродуктов. Часть поступает соседям по железной дороге или автомобильным транспортом, а примерно половина идет в Литву и Латвию в цистернах, а затем по морю в Нидерланды и Великобританию.

В этой цепочке меняется основное звено: вместо Клайпеды белорусский бензин, мазут и моторные масла будут по железной дороге доставляться в российский порт Усть-Луга. А уже затем — по привычному маршруту. В том, что Белоруссия сказала литовскому транзиту «прощай», сыграла роль и позиция самой Литвы. Она не признала итоги выборов в республике, ввела санкции против Лукашенко и его окружения, а литовский сейм официально назвал Светлану Тихановскую избранным президентом Белоруссии.

Еще прошлым летом Лукашенко жестко отреагировал на такое неприкрытое вмешательство во внутренние дела страны и дал поручение переориентировать грузовые потоки на Россию.

«Вот мы и посмотрим, как они будут жить. 30% литовского бюджета формируют наши грузопотоки через Литву. Что еще надо? Зажрались. Поэтому поставим на место», — заявил президент Белоруссии.

Эксперты считают, что дело не в банальной мести. Просто Литва стала слабым звеном на пути белорусского транзита.

«Невозможно понять литовскую логику, потому что этой логики нет. И, соответственно, когда у вас серьезный бизнес, а это не табачный киоск, это бизнес на многие-многие миллионы евро или долларов, и серьезный бизнес не может быть успешным в непредсказуемых условиях с непредсказуемым партнером. Литва — это непредсказуемый партнер», — поясняет руководитель центра белорусских исследований Института Европы РАН Николай Межевич.

К слову, новый маршрут доставки белорусского экспорта через Россию длиннее почти на 200 километров. Но затраты на перевозку не самая большая статья расходов. Куда важнее транзитные и портовые сборы, стоимость оформления грузов, таможенные пошлины. А с этим в рамках Союзного государства как раз все в порядке.

«Цена для белорусских поставщиков нефтепродуктов ниже, чем была при перевалке через прибалтийские порты. Мы все пошли на существенные скидки, исходя из тех объемов, которые предложила белорусская сторона. Поэтому я думаю, что это соглашение было подписано сейчас к удовлетворению обеих сторон, и мы считаем, что оно даст пользу и России, и Белоруссии», — сказал Виталий Савельев.

В проигрыше остается Литва. В Клайпеде около 150 тысяч жителей и каждый третий так или иначе связан с грузовым портом. Поток белорусских нефтепродуктов прервался еще в декабре. А это многомиллионные потери.

«Это и уменьшение получения налогов, это и транзит, это и железные дороги зарабатывали на этом, это целая цепочка экономических связей, от которой Литва только получала прибыль. А сейчас, судя по всему, будет прибыль уменьшаться, и получение налогов будет меньше, будет уменьшаться бюджет Литвы», — говорит лидер движения Союз русских Литвы Вячеслав Титов.

Пока через Клайпеду сохраняется экспорт белорусского калия. Порядка 10 миллионов тонн в год. Но как дали понять сегодня журналистам — переговоры о транзите грузов через российские порты будут продолжены.

«Это могут быть не только калийные удобрения. Это могут быть и лесные грузы, грузы машиностроительного комплекса и так далее. Но требует этот вопрос более глубокой и детальной проработки с точки зрения и мощностей, портовой инфраструктуры. Я думаю, мы этим вопросом плотно позанимаемся», — рассказал Алексей Авраменко.

Пока же стороны намерены сосредоточиться на заключении коммерческих контрактов кампаний-экспортеров с перевозчиками. Первые поставки по новому маршруту планируются уже в следующем месяце.

Читайте также: