В США с новой силой пытаются восстановить справедливость в отношении темнокожих и их предков
В Америке сейчас высчитывают, какие репарации полагаются за несколько веков рабства. История приносит неплохие дивиденды. В Эванстоне мэрия сегодня голосует за компенсации темнокожим. В случае утверждения проекта Эванстон станет первым городом США, где будут выплачивать такие репарации. Получается, что страдали предки, а богатеют потомки.
Откуда местные власти будут брать дополнительные средства, на что афроамеркианцы смогут потратить деньги, и какое на этом фоне царит настроение в обществе?
Какова цена страданий за годы рабства, сегрегации и поражения в правах? На этот вопрос отвечают не в Вашингтоне: Белый Дом идею репараций афроамериканцам поддерживает, но на словах. А в Эванстоне — неприметном пригороде Чикаго — мэрия уже определяет сумму выплат, положенных темнокожим жителям.
Самое время — поднимать старые папки. Архивариус Моррис Робинсон ищет у нынешних горожан предков-рабов, и если находит, то...
«25 000 долларов каждому. А если в программу попадают, к примеру, муж и жена, потомки рабов из Эванстона, то им положено 50 тысяч долларов на семью», — говорит историк Моррис Робинсон.
Но потратить эти деньги можно будет только на улучшение жилищных условий, например, переехать из неблагополучных районов или сделать ремонт и прибраться на превращенных в помойки улицах.
«Мусор — вот показатель качества работы городских служб, которые спокойно смотрят на бардак в черных районах. У белых ничего такого нет», — отмечает координатор движения “Национальная коалиция темнокожих за репарации” Кэмм Ховард.
О репарациях, которые бы восстановили справедливость, в Америке заговорили еще во время Гражданской войны.
16 гектаров земли и один мул на семью. С такими обещаниями Север освобождал рабов в южных штатах. Полтора века назад репарации одобрил Конгресс, но ни мула, ни земли так никто и не получил. И поезд ушел.
Белые перебирались в растущий Чикаго и роскошные особняки на берегах Великих озер. Афроамериканцы ютились на задворках захолустных эванстонов. Сегодня в штате Иллинойс люди со светлой кожей почти в десять раз богаче тех, у кого кожа темная.
«Рабство существовало 240 лет, а после него мы страдаем еще 155 лет. На свете просто нет таких денег, которые бы компенсировали ту боль, те страдания и те жертвы, через которые прошли афроамериканцы», — говорит священник Майкл Нейборс.
И если провинциальный пастор Нейборс миролюбиво призывает богатых поделиться с бедными, то телезвезда Дон Лемон считает, дело уже не только в деньгах. Как прежде для Джорджа Флойда, теперь он требует справедливости для Христа.
«Объявите уже подлинную идентичность Иисуса! Он был черным или цветным, а не каким-то там белым хиппи из Швеции или Норвегии. Мы ведь знаем, что Иисус был, скорее, похож на мусульманина, то есть на кого-то темнокожего», — говорит телеведущий Дон Лемон.
На таком фоне репарации поддерживают менее 15% белых американцев. Но на камеру почти все высказываются за.
«Думаю, это хорошая идея. Я не в курсе деталей, но мы в большом долгу перед нашими темнокожими земляками», — считает американка.
А те, кто против, отвечают, отвернувшись.
- Я не считаю это чем-то хорошим.
- Так, а почему?
- Я просто не представляю, где они возьмут средства на это.
Деньги решили брать чуть ли не из воздуха, точнее говоря, из дыма. В штате Иллинойс марихуана легализована, продают ее в специальных магазинах, такие есть практически в каждом городе. Идею пустить все налоги с продаж запрещенного прежде товара на репарации для афроамериканцев авторы проекта объясняют просто: прежде за это сажали преимущественно темнокожих, так пусть теперь наркотики послужат им на благо.
Спорное утверждение. Вопрос еще и в том, приведут ли репарации к примирению?
Темнокожие потомки рабов даже провозгласили свою особую национальность. Право на это отстаивает движение “Эйдос”, члены которого остальных афроамериканцев равными себе не считают.
«У нас в стране есть темнокожие, которые не являются потомками рабов. Они тоже могут быть жертвами дискриминации, но они не испытывают страданий от рабства. Они не должны получить репарации. Может, какие-нибудь другие, но точно не эти», — считает президент отделения движения “Американцы-потомки рабов” в Чикаго Марлон Уотсон.
Похоже, поделить деньги будет еще сложнее, чем найти. Сколько нужно, чтобы темнокожие жили не хуже белых, а в этом суть репараций, точно не знает никто. Счет идет на десятки триллионов долларов.
«То, что мы делаем на городском уровне, не заменяет репараций в масштабах всей страны, по любому, нам нужно больше», — говорит историк Моррис Робинсон.