Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
31 марта 2021, 21:30

О ситуации на Ближнем Востоке шла речь на встрече Сергея Лаврова с представителями государств этого региона

Иранская ядерная программа, почему в Совете Россия-НАТО возникают проблемы, и как их решать, кто несет ответственность за потоки беженцев из Ливии? И глава российского МИД уверен: западным партнерам надо, наконец, включить здравый смысл, а не действовать, как слон в посудной лавке. Тем более что времена изменились, и никакого давления Россия принимать не намерена. Конструктивный диалог — да. Все остальное — за скобками.

На очередной Валдайской конференции обсуждают будущее Ближнего Востока. Гости под стать. Например, советник президента Ливана.

«Я вакцинировался. Я сделал оба укола в России. В Москве. Это был «Спутник V». Я настаивал на том, что бы получить именно «Спутник V». И я очень рад, что «Спутник V» доставлен в Бейрут. Пока небольшие объемы, но мы надеемся, что Ливан получит больше», — говорит Амаль Абу Зейд.

После длительного перерыва клуб удалось собрать в частично очном формате. Живьем здесь и главный ньюсмейкер сессии Сергей Лавров.

«Абсолютно согласен, что оффлайн работать лучше. По крайней мере человечество продолжит себя только оффлайн. Онлайн не получится» — шутит глава российского МИД.

Так, например, Москва не отказывается от идеи проведения саммита стран — постоянных членов Совбеза ООН. Идея встречи лидеров России, Китая, США, Франции и Великобритании принадлежит Владимиру Путину.

«Мы хотим обсудить не столько какой-то конкретный кризис, сколько предназначение этого института в международной политике. И, к сожалению, коронавирус не позволил это сделать в прошлом году. Мы сейчас думаем о том, как все-таки эту идею реализовать, проводим консультации с нашими партнерами. Надеюсь, что такой разговор состоится», — сказал Сергей Лавров.

Кроме того, с приходом в Белый дом новой администрации, ожидаются новые подходы к проблемам Ближнего Востока. Одна из самых острых — иранское урегулирование. В 2018 году Трамп разорвал ядерную сделку с Тегераном, выйдя из так называемого Совместного всеобъемлющего плана действий. С тех пор новые предложения заведомо невыполнимы.

«Мол, надо не просто возродить СВПД, а сделать это таким образом, чтобы изменить в сторону увеличения, естественно, сроки ограничений, которые на Иран накладываются. И, во-вторых, добавить также ракетную программу и так называемое поведение Ирана в регионе. Я считаю, что это тупиковая позиция», — отметил Сергей Лавров.

Однако Сергей Лавров говорит, что видит обнадеживающие сигналы от команды Байдена, которая ищет способ разрешения кризиса. Со своей стороны Москва уже предложила неформальную дорожную карту по восстановлению ядерной сделки между Ираном и США.

«Я очень надеюсь, что вот эта вот инерция антииранская, которая прослеживалась на первых порах, она все-таки уступит место здравому смыслу, и что идея типа создания ближневосточного НАТО уйдет в прошлое. Потому что нам хватит НАТО и там, где оно есть», — сказал глава российского МИД.

В самом деле уже одного недоговороспособного блока достаточно. Москва неоднократно получала отказы альянса на предложения обсудить меры повышения военного доверия. Ведь бесконечные учения НАТО у западных границ России по меньшей мере опасны.

«И при всем при том наш коллега, господин Столтенберг, заявляет, что Россия отказывается работать в Совете Россия-НАТО. Мы не отказываемся работать, просто мы не хотим там сидеть и слушать про Украину. НАТО не имеет никакого отношения к Украине, а они всегда, предлагая созвать Совет Россия-НАТО, настаивают, что первым вопросом должна быть Украина. Но мы пару раз посидели, послушали», — рассказал Сергей Лавров.

Вместе с тем Запад предъявляет России необоснованные претензии по урегулированию ближневосточных конфликтов. Например, в Ливии.

«Мы все время просим не забывать о том, откуда этот кризис возник. Это просто агрессия НАТО в нарушение резолюций Совета Безопасности ООН. И те потоки беженцев, которые сейчас в Европу хлынули, это прямой результат того, что тогда было сделано. Поэтому при всей важности призывов, которые там в наш адрес звучат, по принципу «кто старое помянет, тому глаз вон», надо старое поминать, не для того, чтобы делать кому-то морально больно, а для того, чтобы не было вот таких страданий», — отметил Сергей Лавров.

Ну а что касается Сирии. По словам главы российского МИД, уже несколько стран проинформировали Вашингтон о своем несогласии с так называемым актом Цезаря. Принятый в 2020 году, этот американский закон значительно ужесточил экономическую блокаду Арабской республики.

«Мало кто соглашается с тем, что это был правильный шаг. Потому что он, по сути дела, запрещает вообще иметь какие-либо дела с Дамаском, и сформулирован таким образом, что любой твой шаг, даже сделанный с прицелом на посредничество, из лучших побуждений, может послужить, вот, введению против тебя вторичных санкций», — сказал министр.

В то же время американские военные остаются на неподконтролькой Дамаску территории Сирии и распускают слухи о том, что под эгидой Асада якобы возрождается ИГИЛ,

«Ну, это, знаете, уже такое королевство кривых зеркал, что дальше некуда. ИГИЛ, не забудем, он был создан Соединенными Штатами, когда они совершили агрессию против Ирака, и там натворили таких дел, что до сих пор расхлебывает огромное количество стран и народов. А впоследствии ИГИЛ, у нас есть такие факты, я думаю, что у многих есть данные соответствующие, ИГИЛ активно использовался и продолжает использоваться соединенными Штатами, чтобы препятствовать процессам, которые будут вести к урегулированию в Сирии с полноправным участием нынешней власти», — сообщил глава российского МИД.

То есть новая администрация Белого дома пока не принесла в ближневосточную политику США положительных перемен. Впрочем, для Москвы в этом нет ничего неожиданного.

Эксклюзивное интервью Сергея Лаврова ведущим программы «Большая игра» Вячеславу Никонову и Дмитрию Саймсу. Глава российской дипломатии о самом важном в мировой политике. Завтра, 1 апреля, смотрите на Первом канале в 22:30, сразу после заключительной серии фильма «Угрюм-река». Не пропустите!

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей