Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьЕврейская АОЗабайкальский крайИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаНовости проектов Первого
5 апреля 2021, 18:04

Ровно 30 лет назад была сформирована авиационная группа высшего пилотажа «Русские Витязи»

Круглую дату отмечают прославленные летчики — асы из всемирно известной пилотажной группы «Русские Витязи». 5 апреля 1991 года в ВВС России появилась команда, которую теперь мечтают видеть организаторы и зрители на всех крупнейших авиасалонах и авиашоу.

Еще бы! Ведь именно они — единственные на планете выполняют групповые фигуры высшего пилотажа на тяжелых новейших истребителях, причем, речь не о каких-то специально переделанных моделях, а об обычных серийных Су-35 или Су-30СМ, таких же, что стоят у нас на боевом дежурстве.

Да и сами «Русские Витязи» готовы выполнить любую задачу, ведь в первую очередь они — военные летчики. Далее в репортаже — уникальные кадры с камер, которые были установлены в кабинах пилотов и на крыльях их истребителей.

«30 лет — это, с одной стороны, целая жизнь, а с другой стороны, ничтожно мало. Мало, мало, мало, хочется еще!» — говорит командир звена авиагруппы «Русские Витязи» Владимир Кочетов.

Этим людям полета не хватает всегда, хотя кажется — они живут в небе. Когда «Русские витязи» появляются в воздухе, все на земле поднимают глаза вверх. Визитная карточка каждого парада, каждого авиашоу. Их фигуры высшего пилотажа известны всему миру: «Кобра», «Мертвая петля», коронный «Кубинский ромб», «Зеркало». Ювелирная точность — расстояние между самолетами всего несколько метров. Предельная концентрация — все движения синхронны, сходятся, перестраиваются, разлетаются.

Больше ни у кого на планете нет такого количества мировых рекордов и больше никто не выполняет высший пилотаж на тяжелых боевых истребителях. Пилотажные группы есть и в Европе, США, Китае, но все они летают либо на учебных, либо на облегченных самолетах. Чтобы показывать такое мастерство, нужны годы постоянных тренировок. И не только в небе — сотни раз «Русские витязи» выполняют упражнение «пеший по-летному», прокручивают в голове и даже видят во сне.

Ведущий группы Андрей Алексеев, на которого равняются все летчики «Русских Витязей», говорит: это нельзя назвать работой, это дело жизни.

«Ты не находишься на работе столько, сколько положено по часам и ни часа больше, посмотрел на часы: «О, без пятнадцати, все я собираюсь и ухожу». Нет. Здесь каждый находится столько, сколько необходимо. Плюс у нас, конечно же, очень много командировок, много задач в отрыве от основной нашей базы, бывали года, когда мы больше чем полгода проводили в командировках», — рассказывает Андрей Алексеев.

Родные, конечно, ревнуют к небу, но что поделать?

«Некоторые наши коллеги шутят: к «псевдосемьям» пойдем на ночь? Ну, основную часть времени мы проводим на работе. Семьи обижаются, конечно, что мы столько много времени уделяем нашей работе, но тем не менее вот так вот получается», — отмечает командир группы Сергей Щеглов.

На первое международное авиашоу «Русские витязи» отправились в 1991 году, в Англию — спустя несколько месяцев после образования группы. Владимир Басов тогда был ведущим летчиком. Говорит, сложностей было немало. Хотя бы даже в том, что наши навигационные системы не совпадали с натовскими. На самом показе «Русские Витязи» сразу же завоевали любовь зрителей и уважение иностранных коллег.

«Мы поднялись — девятка «Хокков» и шестерка наших Су-27 в одном строю, пролетели в Шотландии, там скалы кругом, у нас слишком большой размах у самолетов, мы все сжимались, чтобы ничего нигде не зацепить. Вместе с той группой пролетели над королевой и сели в Люкертсе — это там, где проходило авиашоу», вспоминает летчик Владимир Басов.

Сегодня основной состав «Русских Витязей» — это шесть асов. И летают они на самых лучших истребителях в мире — Су-30 и Су-35 — новейшее вооружение, авионика, двигатели. Ведь в первую очередь они — боевые летчики, отрабатывают не только высший пилотаж, но и воздушные бои, и пуски ракет. А начинали с полетов на Су-27 и говорят о нем, как о человеке.

«Су-27 — это как первая любовь; этот самолет, безусловно вообще на первом месте стоит. К сожалению, они сейчас уже выведены из штата группы. Время бежит. Ушел он на пенсию», — вздыхает Андрей Алексеев.

Игорь Ткаченко ненамного старше пилотажной группы — ему 34, и уже три года он летает в основном составе «Русских Витязей». Молодой, талантливый, со своим почерком в небе. Как говорят коллеги, похож на отца — Игорь Ткаченко-старший был много лет командиром «Русских Витязей». Он трагически погиб во время тренировочного полета перед авиасалоном МАКС в 2009 году. До последнего уводил от жилых домов горящий истребитель. Герой России — посмертно.

«Это мой отец — Ткаченко Игорь Валентинович. Фотография была сделана после первого самостоятельного полета на Су-27 в Кубинке», — рассказывает пилот.

В «Русских Витязях» служат люди талантливые, которые даже после авиации могут найти себя в жизни. Блестящий оператор Первого канала Борис Леонов 20 лет прослужил в группе инженером эскадрильи, после увольнения в запас пришел на телевидение.

На правом борту их истребителей флаги: это страны, где «Русские Витязи» демонстрировали высший пилотаж. И как говорят летчики, здесь еще много места для новых. Ну а мы сможем увидеть в небе мастерство «Русских Витязей» совсем скоро — на Параде 9 мая.

Читайте также: