В Сирии российские специалисты приступают к работам по восстановлению Триумфальной арки
Архисложная задача, которая требует самых современных решений и технологий. Работа по восстановлению той самой Триумфальной арки, знакомой нам еще по школьному учебнику, началась в Пальмире. Воссоздавать архитектурный шедевр будут наши специалисты.
Узнаете картинку? Правильно: обложка учебника Коровкина «История древнего мира». По нему наверняка учились вы, может быть, ваши дети или родители. Как бы то ни было, мы запомнили Триумфальную арку в Пальмире именно такой. А вот такой ее сделали боевики.
Аккуратно смахивая пыль с каменных глыб, российские археологи готовят развалины центрального свода арки к лазерному сканированию. Исследовать придется каждый обломок, чтобы потом в деталях воссоздать изысканные барельефы.
«Это трехмерный сканер, фотограмметрический сканер. Он, по сути, фиксирует все изображения колонн, арок – любых архитектурных деталей, потом собирает их в единую модель», – показывает археолог Надежда Шкрибляк.
Съемки ведутся с земли и с воздуха. Главный разведчик – беспилотник, который привезли с собой мастера 3D-моделирования. Несколько тысяч снимков помогут нарисовать виртуальный портрет объекта с такой точностью, которой еще не было.
«Должна быть обеспечена геодезическая точность сантиметровая как на коптере, так и при выполнении наземной съемки»,– говорит директор Фонда развития геодезического образования и науки Евгений Семенов.
Арку Пальмиры, которую игиловцы к ужасу всего цивилизованного мира взорвали в 2015-м, будут восстанавливать именно наши специалисты. Так решила межправительственная российско-сирийская комиссия. До поездки в Пальмиру команда историков, археологов и реставраторов поработала с коллегами из музея Дамаска. Теперь на руках довоенные фотографии и результаты замеров.
«Триумфальная арка была разрушена людьми. Варварами, я бы так их назвал. Мы не должны им потакать. Наша задача – восстановить Триумфальную арку, чтобы она сохранилась для потомков в том виде, в котором она была до захвата боевиками», – считает президент ассоциации предприятий каменной отрасли России Дмитрий Медянцев.
3D-модель будет выглядеть примерно так, только с куда более четкой детализацией. Потом на основе графики начнется реставрация арки методом анастилоза. Он применялся, например, при восстановлении Акрополя в Афинах. Суть в том, чтобы вернуть на место максимум оригинальных деталей. Но это в идеале.
Здесь не обойтись и без вставки новых блоков. Главный профессиональный принцип – не маскировать их под старину, чтобы туристы понимали: это следы позднейшей реставрации. Изобретать велосипед реставраторам, скорее всего, не придется. Их предшественники прямо здесь показали пример, как все можно сделать. Эти блоки здесь установили уже в XX веке, если быть точным, то в 1931 году, когда Сирия была под властью Франции.
Серьезный профессиональный вызов, азарт и большая ответственность – вот что значит для ученых эта работа. Разумеется, все действия согласуют с ЮНЕСКО. Организация еще в 1980 признала античную Пальмиру объектом культурного наследия.
«Мы вместе с сирийцами разрабатываем проектные материалы и какие-то другие шаги. После этого сами сирийцы начинают согласовывать с ЮНЕСКО. Если этого будет получаться, будем преодолевать трудности по мере их возникновения», – рассказывает исполнительный директор Фонда восстановления Пальмиры Сергей Титлинов.
Восстановить Триумфальную арку российские специалисты рассчитывают за три года. Если все получится, они возьмутся и за другие оскверненные шедевры Пальмиры — Римский театр, храмы Баалшамина и Бэла.