Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаНовости проектов Первого
14 апреля 2021, 18:05

О планах и достижениях Русского географического общества говорили на заседании попечительского совета



Заседание попечительского совета РГО пока в режиме видеоконференции. Но это не значит, что исследователи и популяризаторы географической науки окопались на удаленке. Экспедиции и проекты продолжаются. Одно из самых интересных направлений — удивительная и изменчивая Арктика. Помимо огромных природных богатств, она, кажется, обладает неисчерпаемыми запасами вдохновения и идей. Новые открытия и в теплых морях, на юге.

Что называется, с корабля на встречу Русского географического общества. С данными о крупнейшей трагедии на воде за всю историю России – о затопленном немецкой авиацией теплоходе «Армения».

— С. Шойгу: В ноябре 1941 года фашистская авиация потопила судно, на котором из осажденного Севастополя и Ялты эвакуировали раненых солдат и мирных жителей. По разным данным, погибли от 4,5 тысячи до 10 тысяч человек. Это одна из крупнейших трагедий на море за всю историю России. 80 лет никто не знал точного места гибели теплохода. В прошлом году специалисты Министерства обороны, Центра подводных исследований РГО нашли и идентифицировали «Армению».

В прошлом году, когда РГО исполнилось 175 лет, заседания пришлось проводить на удаленке. Нынешняя встреча – повод поделиться результатами. Сергей Шойгу рассказал о работе за 10 лет — с момента, когда Владимир Путин возглавил попечительский совет РГО. Три тысячи экспедиций — от краеведческих походов до кругосветок.

Большой пласт работы – исследование Арктики. В прошлом году экспедиции РГО прошли по трассе Северного морского пути и обнаружили уникальные свидетельства — стоянки русских мореходов начала XVII века или, например, затонувший в 1934-м пароход «Челюскин». Ученые подняли вопрос сохранения таких культурного наследия Арктики.

— П. Филин: Тот же "Челюскин" – очевидный объект национального значения – не стоит как памятник культуры и не может быть поставлен на учет как объект культурного наследия. Полномочия постановки на учет переданы субъектам Российской Федерации, а субъекты не могут осуществлять деятельность на акватории морей, и получается замкнутый круг. В Государственной Думе два года лежит проект закона, который позволит частично решить данную проблему, но за два года он прошел лишь одно чтение. 

— В.Путин: Сейчас в Госдуме действительно этот вопрос изучается, попробуем с коллегами договорится о том, чтобы они поактивнее взялись на решение этого вопроса. Действительно, это проблема, которая требует решения, она носит и исторический, и научный характер в широком смысле этого слова. Спасибо, что обратили на это внимание, займемся этим, повнимательнее к этому нужно будет отнестись. Прошу правительство и депутатов Государственной Думы над этим поработать и в ближайшее время принять соответствующие правила, оформленные законодательно.

В мае Россия станет председателем Арктического совета. В связи с этим на связь вышел шведский ученый и путешественник, а также член попечительского совета РГО Фредерик Паулсен с предложением к России организовать международную экспедицию вокруг Арктики.

— Ф. Паулсен: План – пригласить 10–15 исследователей из разных групп для проведения атмосферных, гляциологических и океанографических наблюдений. Несколько мест на борту также будут предоставлены студентам плавучего университета, организованного РГО. Мне кажется, это может быть уникальной возможностью для общества, чтобы организовать историческую экспедицию и одновременно отметить председательство России в Арктическом совете.

— В.Путин: Мы вчера, кстати говоря, с моим финским коллегой, с президентом Финляндии, говорили о работе в рамках Арктического совета. Несмотря на все сложности, которые мы сегодня переживаем на международной арене, исследование Арктики, внимание к Арктике остается неизменным. Шесть стран, которые являются членами Арктического совета, достаточно плотно работают в рамках этой структуры. И предложения, которые сейчас прозвучали, без всякого сомнения, интересны. Я попрошу коллег из правительства Российской Федерации проработать ваши предложения и принять соответствующее решение.

Как подчеркнул президент России, исследования Арктики важны для всего человечества, поскольку посреди стянутых льдом океанов ярче всего заметны климатические изменения на планете. И у региона есть перспективы освоения.

— В.Путин: Все активнее и активнее мы приступаем к хозяйственному освоению Арктики: Северный морской путь, движение по нему. Тоже вчера с некоторыми коллегами активно обсуждали этот вопрос. Россия занимается строительством самого мощного в мире ледокольного флота, в том числе таких гигантов, как «Лидер», которых еще никогда никто не строил. И повторяю еще раз: вчера только говорили о том, что в самое ближайшее время, в ближайшие годы движение по Северному морскому пути может стать круглогодичным.

Леонид Михельсон поднял тему освоения уже Южного полюса. Там к 2024 году должна полноценно заработать антарктическая станция «Восток», стройка которой идет не без трудностей: доставка оборудования и материалов в прошлом году сорвалась из-за поломки судна.

— В.Путин: Леонид Викторович, надеюсь, у вас все получится. Попрошу правительство вас поддержать.

— Л.Михельсон: Большое спасибо, Владимир Владимирович. Обязательно получится. После того, как Вы сказали, что попросите правительство – это уже точно.

Куда больше трудностей было на пути было у летчиков, которые во время Великой Отечественной перегоняли американские самолеты по программе ленд-лиза с Аляски в Сибирь. Для этой воздушной трассы в тундре и непроходимой тайге меньше чем за год построили и оборудовали 26 аэродромов, на которых американские истребители, рассчитанные на работу до минус 30 градусов, попросту замерзали при посадке.

— С.Катков: Что же делать? Помогла русская смекалка. Обычный жестянщик с аэродрома «Зырянка» на Колыме изобрел свой обогреватель на дровах, который отлично работал и при минус 50. 

— В.Путин: Тот маршрут, о котором Вы сказали, является, безусловно, уникальным, потому что перегоняли самолеты в исключительно тяжелых условиях. Сами американские летчики говорили, что их перегонять или летать в таких условиях могут только самоубийцы и русские. Это была героическая работа и героическая страница в истории Великой Отечественной войны, о которой мало, честно говоря, кто знает.

По ленд-лизу, отметил президент, поставлялось и продовольствие для фронта, и металл, боевая техника, автомобили.

— С.Катков: Кто-то говорит, что помощь союзников была определяющей, кто-то говорит, что они подключились достаточно поздно и мы, мол, и сами бы уже победили. Кстати, Владимир Владимирович, каково Ваше мнение на этот счет?

— В.Путин: Можно и нужно привести мнение тех, кто ковал и добывал Победу Советского Союза в Великой Отечественной войне. Одна из ключевых фигур – это маршал Жуков. Он как раз, если мне память не изменяет, говорил о том, что если бы не поставки по ленд-лизу, то тогда пришлось бы повоевать еще год, а может быть, и два. А это значит дополнительные жертвы, дополнительные потери, дополнительные разрушения и так далее. 

После заседания участники встречи расписались на глобусе первооткрывателей, где есть автографа Евгения Леонова, Валентины Терешковой. А теперь будет и автограф Александра Гинцбурга — главы центра эпидемиологии и микробиологии имени Н.Ф. Гамалеи, где был разработана первая российская вакцина «Спутник V».

Читайте также: