Пушкинский музей покажет творчество великих художников на выставке под названием «Не живопись»
О выставке высокого искусства, которая может заинтересовать даже тех, кто от него далек. Пушкинский музей покажет творчество Пикассо, Матисса и других великих мастеров, но в этот раз речь не о картинах. Поэтому и название выбрали говорящее — «Не живопись». А что же тогда?
Неизвесный Пикассо. По крайней мере эта его работа — уж точно. Жесткие мазки, плотный цвет, почти эскизный орнамент на керамике. Уникальный экспонат: сервиз, созданный им самим в единственном экземпляре.
«Пронумерованы сзади все тарелочки, подписаны: «А. Лидии». То есть Лидии от Пикассо. Лидия Дилекторская — знаменитая муза Матисса, которая потом передала этот сервиз к нам в музей», — рассказывает куратор выставки Елена Коротких.
Пикассо увлекся керамикой, когда ему было уже за 60. И это не просто новая форма холста. Новое все: рельеф, фактура, игра с цветом. А порой и с его отсутствием. Вот, например, портрет его последней жены.
«Это Жаклин Рок. Мы специально повесили рядом белую версию и расписанную. Вот эта белая версия, она не незаконченная. Это законченное произведение», — поясняет Елена Коротких.
Пикассо верен себе: экспериментирует и здесь. С гончарным кругом, очаровывая неправильностью форм, с ручной лепкой, удивляя причудливыми выпуклостями орнамента. С эксцентричными рисунками. И только не спрашивайте, о чем они, сказал бы сейчас он сам.
«Пикассо вообще не любил говорить о смысле. Это был совершенно другого типа художник. Здесь мы видим очень много традиционных для него тем: тема испанского мира, который присутствует в нем, как энергия, как темперамент. Он всегда оставался испанцем, несмотря на то, что он французский художник, принято считать. Животные, птицы, рыбы», — рассказывает директор Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Марина Лошак.
Пикассо, Матисс, Дюфи… На выставке 70 работ известных живописцев и ни одной на холсте. Экспозиция в Пушкинском сегодня — это керамика и текстиль XX века.
Вот, например, как говорят искусствоведы, единственный в мире автопортрет Рауля Дюфи на ткани. Лен, трафарет, краски.
«Это эксперимент! Это удивительная, редчайшая вещь! Вот он был таким блондином, с огромными голубыми глазами, обязательными в то время для мужчин усами, на шее — красный шарфик», — рассказывает куратор выставки Елена Пильник.
Или вот шерстяное полотно Жана Люрса. Реформатора шпалерного искусства. Это он сделал плетение неплотным, а рисунок некричащим, сократив количество оттенков с нескольких тысяч всего до 44.
Эта шпалера, например, была подарена Сталину в 1947 году. Называется «Рекрут ста деревень» в память о французских коммунах, сожженных в годы фашистской оккупации. И, кажется, простые цвета, простые орнаменты. Непростые — аллегории.
«Подарила Парижская федерация коммунистов. Внизу, скорее всего, погибающие деревца, с красными листочками, а вот вверх поднимается свежая зелень. Если мы посмотрим вправо, вечный огонь. А зачем здесь череп быка? Такой символ античный. Жертва. Залитый солнцем белый фон. Очень оптимистическая вещь!» — поясняет Елена Пильник.
В конце экспозиции — вазы Дени. Французский художник, в отличие от многих экспериментаторов, решил не очень-то экспериментировать. По крайней мере с росписью. Красная глина, белая эмаль и неизменно пастельные цвета, в которых все та же, привычная его кисти, красота женского тела.
«Не живопись» — назвали выставку в музее. Но, посмотрите, как живописно!