Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
19 апреля 2021, 18:47

Пушкинский музей покажет творчество великих художников на выставке под названием «Не живопись»

О выставке высокого искусства, которая может заинтересовать даже тех, кто от него далек. Пушкинский музей покажет творчество Пикассо, Матисса и других великих мастеров, но в этот раз речь не о картинах. Поэтому и название выбрали говорящее — «Не живопись». А что же тогда?

Неизвесный Пикассо. По крайней мере эта его работа — уж точно. Жесткие мазки, плотный цвет, почти эскизный орнамент на керамике. Уникальный экспонат: сервиз, созданный им самим в единственном экземпляре.

«Пронумерованы сзади все тарелочки, подписаны: «А. Лидии». То есть Лидии от Пикассо. Лидия Дилекторская — знаменитая муза Матисса, которая потом передала этот сервиз к нам в музей», — рассказывает куратор выставки Елена Коротких.

Пикассо увлекся керамикой, когда ему было уже за 60. И это не просто новая форма холста. Новое все: рельеф, фактура, игра с цветом. А порой и с его отсутствием. Вот, например, портрет его последней жены.

«Это Жаклин Рок. Мы специально повесили рядом белую версию и расписанную. Вот эта белая версия, она не незаконченная. Это законченное произведение», — поясняет Елена Коротких.

Пикассо верен себе: экспериментирует и здесь. С гончарным кругом, очаровывая неправильностью форм, с ручной лепкой, удивляя причудливыми выпуклостями орнамента. С эксцентричными рисунками. И только не спрашивайте, о чем они, сказал бы сейчас он сам.

«Пикассо вообще не любил говорить о смысле. Это был совершенно другого типа художник. Здесь мы видим очень много традиционных для него тем: тема испанского мира, который присутствует в нем, как энергия, как темперамент. Он всегда оставался испанцем, несмотря на то, что он французский художник, принято считать. Животные, птицы, рыбы», — рассказывает директор Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Марина Лошак.

Пикассо, Матисс, Дюфи… На выставке 70 работ известных живописцев и ни одной на холсте. Экспозиция в Пушкинском сегодня — это керамика и текстиль XX века.

Вот, например, как говорят искусствоведы, единственный в мире автопортрет Рауля Дюфи на ткани. Лен, трафарет, краски.

«Это эксперимент! Это удивительная, редчайшая вещь! Вот он был таким блондином, с огромными голубыми глазами, обязательными в то время для мужчин усами, на шее — красный шарфик», — рассказывает куратор выставки Елена Пильник.

Или вот шерстяное полотно Жана Люрса. Реформатора шпалерного искусства. Это он сделал плетение неплотным, а рисунок некричащим, сократив количество оттенков с нескольких тысяч всего до 44.

Эта шпалера, например, была подарена Сталину в 1947 году. Называется «Рекрут ста деревень» в память о французских коммунах, сожженных в годы фашистской оккупации. И, кажется, простые цвета, простые орнаменты. Непростые — аллегории.

«Подарила Парижская федерация коммунистов. Внизу, скорее всего, погибающие деревца, с красными листочками, а вот вверх поднимается свежая зелень. Если мы посмотрим вправо, вечный огонь. А зачем здесь череп быка? Такой символ античный. Жертва. Залитый солнцем белый фон. Очень оптимистическая вещь!» — поясняет Елена Пильник.

В конце экспозиции — вазы Дени. Французский художник, в отличие от многих экспериментаторов, решил не очень-то экспериментировать. По крайней мере с росписью. Красная глина, белая эмаль и неизменно пастельные цвета, в которых все та же, привычная его кисти, красота женского тела.

«Не живопись» — назвали выставку в музее. Но, посмотрите, как живописно!

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей