Третьяковская галерея на Крымском Валу представляет выставку, приуроченную к году Германии в России
«Мечты о свободе» — так называется выставка, которая открылась сегодня в Третьяковке на Крымском валу. Экспонаты из России и Германии, причем собрано буквально все: от картин старых и современных мастеров до ортопедической обуви Наполеона.
Едва увидев знаменитую «Сикстинскую Мадонну», не веришь глазам: неужели из Дрездена снова привезли подлинник Рафаэля?! Но, даже сами немцы говорят: эта копия русского художника Алексея Маркова, сделанная почти два века назад, ничем не хуже оригинала. В начале XVIII века Мадонна стала символом вдохновения, и художники это тоже зафиксировали.
«Преподаватели Московского университета, причем, естественных наук — физика, математика, астрономия. Но, что висит на стене? «Сикстинская Мадонна», потому что это некое воплощение абсолютного творчества!» — отмечает куратор выставки «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии» Сергей Фофанов.
Рядом тоже явно вдохновленный Рафаэлем лик Христа. Современная художница Марлен Дюма создала его для реальной церкви в Дрездене.
«То есть это — созданный общиной и современной художницей облик Христа, как сегодня представляет его себе европейское общество», — считает Сергей Фофанов.
Вся выставка проходит под звуки кавалерийских труб — реальных артефактов войны 1812 года. Десятки реликвий — от подлинного рисунка Пушкина до рукописи Лермонтова «На смерть поэта», от ружей участников восстания декабристов до настоящих сапог Наполеона.
«У него были проблемы с пяткой правой ноги, поэтому, когда он надевал сапоги, ему каждый раз расшивали заднюю часть внизу. Это те сапоги, которые покорили всю Европу! Но, покорение Европы, с другой стороны, привело к росту национального самосознания и росту осознания себя как части своей нации", — рассказывает генеральный директор ГТГ Зельфира Трегулова.
Что русские, что немецкие художники стали писать не только по заказу, а по зову сердца. Не только любимую Италию, но, и родные сюжеты и просторы: ночные пейзажи — чего прежде просто не было, и портреты самых обычных людей.
«Портрет человека, в первую очередь, простого горожанина! То есть, не монарха, не какого-то важного сановника, портрет друга, портрет ребенка», — рассказывает Сергей Фофанов.
Директор художественных собраний Дрездена и сама вот немного сбита с толку — куда идти? Ведь автор экспозиции — знаменитый архитектор Даниэль Либескинд спланировал выставку как два переплетенных лабиринта. Чтобы зрители не думали о маршруте, а просто погрузились в эмоции старых мастеров и современных художников.
«Конкретные детали исчезают! Исчезают границы! Раскрывается только восприятие в бесконечность или, например, вот — известная картина в виде молнии, рассекающей дерево, здесь изображен эмоциональный шок художника! Эта мощь природы потрясает нас! Эта фотография немецкого художника посвящена беженцам, которые преодолевали стихию! Море — это своего рода граница! А за ней мечта о свободе!" —рассказывает генеральный директор Государственных художественных собраний Дрездена Марион Аккерман.
Завораживающий цвет и эмоция — то, чем художники-романтики особенно пытались взволновать зрителей. Так вот, их современные коллеги до сих пор изучат, как и чем зацепить взгляд и душу человека. К примеру, американец Джеймс Таррелл едва заметными переливами неонового света заставляет сознание испытывать необъяснимый трепет! А вот российский художник Андрей Кузькин ходит по кругу и не дает цементу застыть — до полного физического изнеможения. Ну, как не пожалеть человека?! Ведь за час здесь проходит целая жизнь.
Выставку «Мечты о свободе» Третьяковка собиралась открыть еще прошлой осенью, но, помешала пандемия. Попасть сегодня в эти лабиринты романтизма просто с улицы тоже вряд ли получится — придется подумать заранее.
«Я настоятельно рекомендую всем, кто хочет сюда прийти и напитаться невероятной силы впечатлениями, покупать билеты заранее, покупать онлайн или в кассах предварительной продажи», — сказала Генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
До 8 августа на Крымском валу больше 300 произведений и эпохи Золотого века искусства, и наших современников, вдохновленных романтиками. Наполненные мощной энергией перемен, свободы духа и творчества.