В Мультимедиа Арт Музее открылась Московская международная биеннале «Мода и стиль в фотографии»
Объектив фотоаппарата — как всевидящее око, которое может разглядеть не просто образы моделей — слабости, пороки и все приметы нашего времени. Исследование человека — так говорят о работах, которые представлены на XII Международной биеннале. На снимках — и знаменитости, и обычные люди, в которых звездные фотографы видят необычное.
Она мечтала переделать свой нос с 12 лет, а к выпускному классу уже все ее подруги побывали у пластических хирургов. На этих снимках — не просто богатые, а сверхбогатые. Но цель фотографа — не показать жизнь миллионеров, а то, к чему может привести американская мечта.
Быть похожими на звезд становится обязанностью. Она стирает личность, делает ее фальшивой. Американская мечта теперь звучит так: я покупаю, следовательно, я существую. Даже если у тебя нет денег — притворяйся, пока не поверят. Автор этих снимков Лорен Гринфилд, работая над проектом, признавалась: иногда ей казалось, что объектив камеры фиксирует закат западной цивилизации. Это не просто фотопроект — исследование. Гринфилд занималась им больше 20 лет, снимая истории об одержимости богатством и о крахе моральных ценностей.
«В растяжке — рай — ад, добро — зло, мужское — женское, сегодня все смешалось. И сегодня главное — это клик и рейтинг. И главное — быть знаменитым, но раньше надо было заслужить свою репутацию, и скромность еще недавно была ценностью. Даже мое поколение еще воспитывалось на словах великого русского поэта: «Быть знаменитым некрасиво», — отмечает директор московского Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.
Заложникам безумной гонки фотограф Юлия Майорова, снимающая для глянцевых журналов и ведущих брендов, предлагает перейти в режим тишины внутренней. То, что каждому дается труднее всего.
«Люди очень расслабленные, спокойные, как будто они забыли, что где-то находятся, и им нужно нервничать и что-то из себя представлять», — отмечает фотограф Юлия Майорова.
На ее снимках — знаменитости. Но в режиме тишины они так непохожи на растиражированные образы. Фотограф словно подглядывает в замочную скважину и видит человека таким, какой он наедине с собой. В ее объективе — кинорежиссер Абель Феррара под дождем на крыше питерского отеля кажется хрупким. А Мэй Маск, мать Илона Маска, напротив, предстает сильной.
«Она очень любит Россию, и она рассказывала про свои первые съемки, и говорит: Меня постоянно окружают одни русские, я не знаю, почему!» У нее очень много русских друзей», — рассказывает Юлия Майорова.
Это уже XII Московская международная биеннале. Она посвящена моде и стилю. И, кажется, грань между коммерческой и художественной фотографией размыта. А модели с иголочки легко могут быть вписаны в типичный быт.
«Посыл свободы, посыл смелости, риска быть самим собой и не бояться того, что окружает нас в нашей действительности», — говорит фотограф Эмми Америка.
Но жизнь — не глянец, напоминает фотограф Борис Назаренко, переворачивая этот мир ослепляющих софитов с ног на голову. Никакой постановки, никакого лукавства — реальные сюжеты намного интереснее, чем любая, даже изощренная выдумка, говорит признанный мастер спонтанной уличной фотографии.
В трамвае, на улице, у церкви, за работой. Его персонажи колоритны даже в черно-белом цвете. Способны одним только взглядом так много рассказать о себе.