В Москве открылась выставка работ журналиста и фотографа Юрия Роста, которую он назвал «Люди»
В Москве открылась выставка работ Юрия Роста. Свой проект он назвал коротко и емко: «Люди». Тема, которой журналист и фотограф увлечен много лет. И ему удается запечатлеть такие мгновения, за которыми всегда целая история. Познакомиться с уникальными людьми — героями его снимков — с этого дня можно в центре столицы. Экспозиция развернута прямо под открытым небом — в Хохловском переулке.
Когда тебя фотографирует Юрий Рост, это так: три шага назад, девять секунд, готово. Не позируешь, потому что просто не успеваешь. В этом весть Рост: никаких постановочных поз и выставленного света.
- Я придумал, что это творческий метод. На самом деле не умею светить.
Работа с ним — это долгое общение и короткое мгновение, которое Рост захочет остановить. Почти тайком.
- Фотография — это какое-то внедрение в жизнь. Чужую. Мы же воруем изображение. А воровать интересно. А когда тебе разрешают, уже интереса такого нету.
В центре его черно-белого кадра всегда люди, с которыми он дружил. За кадром всегда истории этих людей. Вот Андрей Сахаров, только что вернулся из горьковской ссылки, Белла Ахмадуллина рвет стихи и пишет снова, пока Рост тихонько пьет чай напротив. Марина Неелова сразу после спектакля, где она играла 15-летнюю девчонку.
«Когда мы посмотрели все отпечатанное, мы увидели, как с нее, с меня, сходит это лицо и проступать начинает мое собственное. И это было так неожиданно», — рассказывает народная артистка РСФСР Марина Неелова.
Рядом снимок Данелии. Несколько раз он даже снимал Роста в кино. Поначалу считалось, что этот жест — подкручивание усов — часть сценарного замысла. Но нет.
- Дело в том, что у меня один ус растет вверх, а другой вниз. Поэтому чтобы хорошо выглядеть, я подкручиваю один ус.
На выставке 34 фотографии уникальных и совсем не обязательно знаменитых людей. Деревенская художница с Украины.
- Пикассо на французской выставке увидел ее работы, он сказал: «Вот это гениальная крестьянка».
Сапожник Гриша на Пушкинской площади Москвы в 70-х.
- Видите, какой тип!
Свинарки.
- Прямо Мадонна с поросенком!
Есть и очень личные снимки. Фото мамы в киевской коммуналке сразу после Великой Отечественной войны.
- Видите, сколько лампочек. Надо объяснять всем. Я, как честный человек, пользуюсь только своей.
Или друзья со двора. Это вообще его первое фото в жизни.
- Мой творческий метод не изменился. Вот как я снимал в шесть или в восемь лет, так я снимаю и сейчас.
Рост почти никогда не меняет названия своих выставок. «Люди». И точка. Впервые сменил только место. Выставочный зал сегодня — исторический центр Москвы. Фото на ограде церкви. Место, где вдруг в суетливой столице случилась неспешность.
В конце этого открытого пространства единственное фото, в котором не история его героя, но, быть может, история его самого: зимний путь, посох и снегоступы. И подпись: «Двигайся к цели, не достигай ее». Философский снимок как философия жизни самого Роста.
- Сам процесс важнее результата. То, что мы с вами сейчас снимаем, это для меня важнее, чем то, что вы покажете.