Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
30 мая 2021, 21:34

Соединенные Штаты выводят из Афганистана свои войска

Соединенные Штаты уходят из Афганистана. И не сказать, что с высоко поднятой головой. Когда вводили войска, обещали безопасность и процветание афганцам, мир и стабильность всему региону. Получилось с точностью до наоборот. За двадцать лет талибы никуда не делись, плантации опийного мака только расширяются, растет наркотрафик. Для России это прямая угроза с юга.

Плантацию опиумного мака в окрестностях Джелалабада Первый канал снимал осенью 2008 года почти в середине теперь уже самой долгой войны в американской истории, тогда площадь посевов, по данным управления ООН по борьбе с наркотиками, занимала 157 тысяч гектаров, в двадцать раз больше, чем при талибах и почти вдвое меньше, чем сейчас, когда афганские маковые поля уже сравнимы с территорией какой-нибудь маленькой европейской страны вроде Люксембурга. Афганистан и поныне уверенно держит первое место по производству героина и отрыв лишь увеличивается, как и количество терактов.

– У нас нет войны на каком-то одном фронте. Эта война со смертниками, с теми, кто взрывает автомобили, есть одиночные атаки, но все это направлено против военных, которые здесь находятся. Они не выбирают, македонец ты, англичанин или американец, главное, что ты пришел из чужой страны, – говорит Василь Митевски, капитан армии Македонии.

Тогда же, в 2008 капитан македонской армии в составе сил ведомой Соединенными Штатами западной коалиции рассказывал о том, что выстрела патрули в Кабуле ждут буквально из-за каждого угла, а улыбки местных жителей не значат ровным счетом ничего, американские коллеги капитана уже в то время предпочитали передвигаться исключительно под защитой брони, оставляя пешие прогулки союзникам. Но что же теперь?

– Теперь они не ходят по улицам, а скоро будет некому ходить, поскольку все уезжают, – считает Замир Кабулов, спецпредставитель президента РФ по Афганистану, в 2004-2009 гг. чрезвычайный и полномочный посол РФ в Афганистане.

Спецпредставитель президента России по Афганистану Замир Кабулов с 2004 по 2009 был послом в этой стране. Заметная часть американской операции под громким названием «Несокрушимая Свобода» прошла буквально у него перед глазами, а общий результат 20-летней военной кампании заставляет сделать совсем не такой бравурный вывод.

– Это выявило то, что свобода сокрушима. Это, во-первых. Во-вторых, что нет последовательности. Потому что изначальные цели были ошибочными, и задачи, которые выполняли 20 лет, были ошибочными. Сегодня как будто этих двадцати лет не бывало. Талибы также мощно присутствуют на афганском поле с вооруженными силами, да, партизанскими, и диктуют условия, по сути, говоря. Вот и все. Сама картинка сегодняшнего Афганистана наглядно комментирует, где и как, и что произошло, – продолжает Замир Кабулов,  спецпредставитель президента РФ по Афганистану, в 2004-2009 гг. чрезвычайный и полномочный посол РФ в Афганистане.

Ту самую картинку публикует, например, американский проект «Журнал долгой войны», темно-серые пятна на карте Афганистана, районы под контролем талибов, светло-серая часть – более или менее в руках правительства, а вот красный цвет показывает так называемые оспариваемые регионы, то есть те, что толком не контролирует никто, но борьба за них только усиливается. Контраст еще заметнее, если вспомнить заявление генерала Аллена, сдававшего пост командующего международными силами безопасности своему сменщику генералу Данфорду в 2013.

– Афганские вооруженные силы защищают афганский народ и дают возможность правительству этой страны служить своим гражданам. Это победа! Это то, как выглядит триумф. И мы не должны избегать таких слов, – выступал Джон Р. Аллен, в 2011-2013 гг. командующий международными силами безопасности в Афганистане.

В том же году, взяв цитату из речи генерала в название, британский журналист Бен Андерсон снял фильм в том числе и о тех, кого долгие годы тренировали американские военные. О шлейфе коррупции, пыток и изнасилований, потянувшемся за новыми афганскими вооруженными силами. И еще о неспособности сколоченной Вашингтоном коалиции как-то с этим справиться.

– Многие люди говорят, что это не сработало так, как мы хотели в Афганистане. И они обвиняют афганцев. Мол, они всегда враждуют друг с другом. Это, знаете ли, просто племенное соперничество. Я так не думаю. Я считаю, шанс был. Мы могли сделать все правильно. Но мы вернули худших людей к власти после бомбардировок и еще поспешили и отвлеклись на вторжение в Ирак. И это мы виноваты, что здесь ничего не вышло, – уверен Бен Андерсон, журналист.

Что до вины, то международный уголовный суд на 20-м году военной операции в Афганистане взялся рассматривать преступления самих американских военных, эпизодов десятки, впрочем Соединенные Штаты не признают юрисдикцию этого наднационального суда, да и за уже доказанные никто из военных не наказан. Ни за фотографии с частями тела террориста в руках, ни за сожжение Корана, ни за коллективное мочеиспускание на трупы врагов. И это не считая случайных атак на больницу или свадьбу, стоивших жизни многим и многим афганцам.

Потери американской армии Пентагон оценивает почти в две тысячи 400 человек, это примерно равно численности остающегося пока военного контингента США в стране. Счет жертвам среди мирного населения в результате боевых действий и нескончаемой череды терактов идет на десятки тысяч. Единого правительства в Афганистане нет, эффективной армии тоже, а соглашение о выводе войск представитель Соединенных Штатов торжественно подписывает с эмиссаром движения Талибан. Трудно понять, почему кому-то из генералов до сих пор кажется, что так выглядит победа.

– О какой победе можно говорить, когда Америка подписывает мирное соглашение, оставляя Афганистан, оставляя страну в руках Талибана, подписывает мирное соглашение с теми, кого она обвиняла в нападении, собственно говоря, на себя, на Нью-Йорк, на Вашингтон, о подготовке терактов против Соединенных Штатов, то есть на самом деле ситуация действительно несколько лицемерная, и вот это соглашение с Талибаном, мне кажется, выглядит как откровенная, отчаянная попытка просто оттуда уйти, сохранив лицо, – комментирует Николай Злобин, политолог, президент центра глобальных интересов в Вашингтоне.

Попытка не первая, вот уже третий президент наследует забытую американским обществом войну и обещает ее закончить, как делали до него Дональд Трамп, а еще раньше Барак Обама. Никто из них, впрочем, включая объявившего о начале операции Джорджа Буша-младшего, до сих пор не готов признать ошибки, их множество, но есть главная.

– Ошибка была с тем, что вообще Америка начала эту войну. Вместо того, чтобы заниматься решением проблемы терроризма, ну, скажем, так методом политической военной нейрохирургии, не спеша, правильно, точечно, так сказать, вырезая террористические очаги, она, знаете, пошла как дровосек на эту страну, и в общем в результате оказалась сама под обломками всего того, чего наворотила, – продолжает Николай Злобин, политолог, президент центра глобальных интересов в Вашингтоне.

Оставляя после себя очередные руины, Соединенные Штаты, похоже, далеко уходить не хотят. Американские эксперты вдруг стали обсуждать возможность закрепиться в регионе с помощью Таджикистана или Узбекистана, существует ли под этим обсуждением почва, вопрос, но зато есть ответ на саму перспективу создания в этих странах гипотетических военных баз.

– В Узбекистане принят закон, запрещающий создание иностранных военных баз. Здесь можно поставить точку. Это раз. В Таджикистане, Таджикистан является членом ОДКБ, и любое принятие решения о создании иностранных военных баз, не членов этой организации, должно быть одобрено всеми членами ОДКБ. Вторая точка, – пояснил Замир Кабулов,  спецпредставитель президента РФ по Афганистану, в 2004-2009 гг. чрезвычайный и полномочный посол РФ в Афганистане.

Точку в войне длиной в 20 лет, по сообщениям американской прессы, администрация Байдена собирается поставить к 11 сентября. Двадцатой годовщине самого кровавого теракта в истории, в ответ на который эта война и началась. Для многих, без сомнения, еще один символ того, как не выглядит победа. Если только она вдруг не стала синонимом поражения. 

Читайте также: