Увидеть мир глазами фотографов, с которыми сотрудничают самые известные издания, можно на биеннале в Москве
Увидеть мир глазами фотографов, с которыми сотрудничают известные журналы и модные дома, сейчас можно в Москве, на международной биеннале «Мода и стиль». Увидеть и удивиться. Потому что история эта вовсе не о глянце, а о жизни. Каждый кадр — открытие. В объективе не обязательно звезды. Повседневность в деталях. А в них скрытые смыслы и мысли, близкие очень многим.
Одиночество, потерянность, разобщенность. Фотограф Эрвин Олаф исследует проблемы современного общества. Неспособность людей сделать шаг навстречу друг другу отражена в самой экспозиции — каждая фотография висит на большом расстоянии от следующей.
В идеальных с визуальной точки зрения работах не идеальны сами человеческие отношения. Между родными стены непонимания, самые близкие люди даже не смотрят друг на друга. И единственные, с кем можно расслабиться и никого из себя не строить, — это животные. Герои этих снимков словно не выдерживают и, глядя в объектив, не просят — умоляют: услышь меня! Посмотри на меня! Люби меня!
И ведь каждому из нас порой хочется крикнуть именно эти слова своим самым любимым людям, но мы отчего-то молчим. Голландский фотохудожник делал эти снимки и видеоинсталляции в Шанхае и некогда роскошном калифорнийском Палм-Спрингсе. Дома и стиль жизни здесь по-прежнему безукоризненны. А вот трава раньше явно была зеленее.
«И в Китае, и в Америке, и в России, и во всем мире, чем быстрее становится наша жизнь, чем больше становятся мегаполисы, где пульсирует энергия, тем более одинокими мы оказываемся и закапсулированными в том, что сегодня так принято и модно говорить — личное пространство», — отмечает директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.
А это как будто параллельная реальность, где болезненного личного нет вовсе, а есть только счастливое коллективное. Эти фотографии были сделаны в конце 60-х в Великобритании. И постановочных снимков здесь не так много, как может показаться. Реальные люди, живые эмоции и никаких декораций.
«Это рекламные фотооткрытки, которые делались для курортных центров человека, который первый создал отели, к которым мы сегодня привыкли, "все включено"», — рассказывает Ольга Свиблова.
Цветокоррекции тогда еще не существовало, и художники вручную делали краски ярче и насыщеннее. А в работах фотографа Коки Рамишвили, наоборот, только новейшие технологии, которые помогают делать скульптуры из света.
«Он использует специальную матрицу в камере и специальную линзу, которая передает 25 градаций цвета. Это те градации, которые человеческий глаз не воспринимает. Поэтому мы не можем сказать, что это черно-белые работы, это монохромные работы», — поясняет основательница галереи Window Project Тамуна Аршба.
12-я московская фотобиенннале посвящена моде и стилю. И выставке легендарного нью-йоркского фотографа Билла Каннингема эта тема подходит идеально. Он умел снять уличных модников так, что они выглядели моделями с обложки, а в суперзвездах, наоборот, всегда мог разглядеть простых людей.
«Посмотрите на Барышникова, который, как только слышит музыку, просто балдеет, как ребенок. И надо понимать, что звезды — люди. И в этих естественных моментах, которые ловит Билл Каннингем, они раскрываются», — отмечает Ольга Свиблова.
Он первым запечатлел женщин, которые отказались от каблуков и начали ходить на работу в кроссовках, подмечал детали, которых не видели остальные, и уже 50 лет назад считал, что высокая мода не заканчивается на подиумах, а является полноценным отражением эпохи.