Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
4 июня 2021, 18:26

Президент России и политики из-за рубежа ответили на вопросы по одной из традиций Петербургского форума

Разговор о транзите российского газа, борьбе с пандемией и привлечении иностранных инвестиций продолжился уже в форме дискуссии. Участие в ней, помимо президента России, приняли и зарубежные политики, в том числе канцлер Австрии и эмир Катара. Например, зашла речь о политизированности вопроса закупки российских вакцин.

Что касается энергоресурсов, то тот же Себастьян Курц заявил, что его стране не важно, в какой валюте за них платить, значение имеет стоимость. Владимир Путин в свою очередь отметил, что Россия готова переходить в международных расчетах на национальные валюты, поскольку доллар стал инструментом, который США используют в качестве конкурентной и политической борьбы.

Одна из традиций Петербургского экономического форума — ответы президента России и первых лиц других государств, приглашенных на него, на вопросы. Понятно, что эта часть пленарной сессии все годы, что проходит форум, вызывает живейший интерес. Тем более что ограничений по вопросам нет.

С. Натанзон, модератор пленарного заседания ПМЭФ: А что это мы так смело собрались? Пандемия, что ли, закончилась?

В. Путин: Мы собрались так, как нам рекомендовали специалисты. Сегодняшняя обстановка в России, в Санкт-Петербурге, позволяет нам проводить такие мероприятия без особого риска распространения инфекции.

Часть гостей соблюдала требования Роспотребнадзора даже строже. В зале были не только в масках, но и в перчатках. Как Игорь Сечин, например. Но прежде чем разговор зашел про экономику — форум все-таки экономический, — эмира Катара спросили о футболе. Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 в России™ был проведен на высочайшем уровне. Но потом случился коронавирус. Олимпиада в Японии была перенесена и до сих пор непонятно, в каком режиме пройдет в этом году. В 2022 году Чемпионат мира по футболу в Катаре под угрозой.

Шейх Тамим бен Хамад Аль Тани, эмир Катара: Катар будет готов. Россия в 2018 году, конечно, показала замечательные результаты в подготовке этого чемпионата, и весь мир был свидетелем этого. Это была очень высокая планка. И мы, безусловно, будем использовать ваш опыт.

Дальше все было про экономику. И вот уже канцлер Австрии говорит, что газопровод «Северный поток — 2» гарантирует безопасные поставки в Европу.

С. Курц, федеральный канцлер Австрии: Проект этот должен быть завершен. Мы смотрим на это действительно очень оптимистично. И мы надеемся, что это обеспечит энергобезопасность Европы. И для России это будет положительно, потому что мы действительно много чего покупаем на российском рынке.

А президент России поясняет, что глава «Газпрома» чуть ли не ежедневно докладывает ему о том, что газ уже совсем скоро пойдет по трубе. Соединение двух ниток — одной со стороны России, а другой со стороны Германии — дело 10 дней. Но то, что проект этот экономический, а не политический, это, по словам Владимира Путина, точно. Даже по тому, что путь к потребителю короче, а значит дешевле. А к тому же наш газ самый чистый с точки зрения добычи в мире. У нас он не добывается варварским способом, как в США сланцевый — гидроразрывом пласта.

В. Путин: Вы думаете, почему так наши партнеры за него борются? Чтобы нам приятное сделать, что ли? Они борются за свои национальные интересы, вот за что они борются. И я думаю, что он должен быть реализован, особенно в условиях, когда новая американская администрация говорит о том, что она хочет выстроить благообразные отношения со своими основными партнерами в Европе. Но как же можно выстраивать хорошие отношения с партнерами и плевать при этом на их интересы? Ну, это просто нонсенс какой-то. Не знаю, вернулась там делегация правительства ФРГ из Вашингтона или нет, там шли переговоры по поводу как выстраивать отношения с американскими партнерами. Ну, газ-то дороже там, понимаете? Мало того, что он добывается таким варварским, прямо скажем, способом, но он дороже там на 25%. Или покупать дешевле у нас, и качественнее, и добытый нормальным образом, либо покупать, по сути, продукт, который добывается сложным образом, так скажем, с экологической точки зрения. Вот «зеленые» выступают в ФРГ за то, чтобы брать американский газ, допустим, сжиженный. Но если они «зеленые» по-настоящему, они должны знать, что 70% с лишним газа добывается способом гидроразрыва пласта и что это такое для экологии. Вот давайте все это потихонечку разложим, покажем по-честному и сделаем выводы. А выводы такие: здесь экологичнее, чище, дешевле, надежнее. Вот наши партнеры сделали выбор в сторону этого проекта.

Вопрос в продолжение разговора: а как быть Украине, когда «Северный поток» заработает?

В. Путин: В ближайшие 10 лет объемы поставок на Европу могут возрасти еще плюсом 50 миллиардов. Вот, пожалуйста, есть возможность загружать ГТС Украины и в будущем, даже после завершения срока действия нашего контракта на транзит. Все можно, и мы готовы к этому, и хотим этого. Но нужна добрая воля со стороны наших украинских партнеров. Не для того, чтобы деньги брать, не для того, чтобы армию содержать и нацеливать ее на решение силовым способом проблем Донбасса. А для того, чтобы экономику поднимать, с людьми работать. Мы ведь исходим из того, что у нас сложные отношения с руководством Украины, но мы думаем о том, как люди там живут. Нужно наладить нормальные экономические отношения, мы этого хотим. Мы к этому готовы. Надеемся, что здравый смысл все-таки будет во главе принятия решений.

Говоря о внутрироссийских делах, Путин назвал две главные проблемы, которые необходимо решить в самое ближайшее время: вернуть рынок труда в докризисное состояние и разобраться с инфляцией. Хорошо бы, сказал президент, чтобы на конец этого года она была меньше 5%.

Но, конечно же, главная задача — максимально снизить риск заражения COVID-19 в стране. Для этого в России и было создано сразу несколько вакцин.

В. Путин: Мы сейчас готовы обеспечить всех, кто хочет. Мы не будем никого заставлять. Стимулировать можно и лучше, наверное, это делать. Во многих странах тем, кто вакцинируется, уже пиво наливают, еще что-то придумывают. Но можно действовать и более цивилизованными способами, наверное. Но самое важное здесь разъяснение.

С. Натанзон: Вообще, идея привлечь пивоваров…

В. Путин: Кольнулся — налил пива с колбасой. Ну, это можно сделать.

Смех смехом, но мы могли бы спасти от COVID-19 многих людей и в Европе, и в мире, но Запад начал настоящую войну против российской вакцины.

В. Путин: Это борьба за деньги со стороны тех, кто производит препарат подобного рода в других странах, и хочет освоить европейский рынок. И делает это с обычным им присущим блеском. И это у них хорошо получается. Я не буду говорить фамилий и имен, но вот я разговариваю, допустим, с одним из руководителей ЕС. Он мне говорит: «Вы хотите растащить наши страны, по отдельности с кем-то договориться. Почему вы не ставите заявку в соответствующую европейскую структуру?» Я говорю: «Мы поставили». Он говорит: «Нет». Я говорю: «Да». Он говорит: «Нет». Я думаю: «Может, я ошибаюсь?» Тут же Голиковой позвонил, говорю: «Татьяна Алексеевна, мы заявку сделали?» Она говорит: «Конечно! Еще в прошлом году». И только в марте текущего года соответствующая европейская структура объявила о том, что она начинает процедуру рассмотрения. И до сих пор, как мы видим, рассматривает. Это инструмент обеспечения коммерческих интересов, вот и все. Кроме этого, ничего нет. Ну, конечно, политика всегда в чем-то где-то присутствует. Но в данном случае, на мой взгляд, прежде всего речь идет об экономических, коммерческих интересах в ущерб гражданам европейских стран.

В ходе дискуссии зашла речь и о двойных стандартах Запада. Ярче всего они в последнее время проявились в ситуации с Белоруссией.

С. Натанзон: Вы верите в эту версию с ХАМАС, что это было письмо ХАМАС, из-за которого посадили самолет в Белоруссии, как это официально озвучивается белорусскими властями?

В. Путин: Не хочу давать оценок тому, что произошло с этим самолетом. Если по-честному — я этого не знаю.

С. Натанзон: А российские спецслужбы участвовали в этой операции?

В. Путин: Ну, нет, конечно. Я видел заявление руководства НАТО по поводу того, что, наверное, Россия принимала участие. Ну, знаете, могу вам сказать: НАТО в опасности, если руководство НАТО делает такие заявления. Потому что это значит, что люди просто не понимают, как такие процессы могут происходить. Это же все делается совсем по-другому, как кому-то кажется. Какая-то международная кооперация. Невозможно, понимаете? Вот мы задержали тех, в Москве, кто планировал переворот и убийство Лукашенко, но мы делали это по запросу КГБ Белоруссии. Как мне объяснил сам президент Белоруссии, они не планировали никаких операций подобного рода, а у них появилась информация, что этот человек на борту, после того как он уже оказался на территории Белоруссии и когда в интернете появились его фотографии. Я даже не хочу вникать в это дело, понимаете? Это нас не касается совершенно. И повторю еще раз, не хочу давать оценок политическим процессам, которые происходят в Белоруссии. Истина, как обычно, всегда где-то посередине находится. Поэтому лучше не вмешиваться, лучше дать возможность людям самим, не спеша, разобраться. Все равно, понимаете, как бы ни было, кто бы ни говорил, что какой-то режим там чего-то подавляет, знаете, все равно изменения в любом обществе будут происходить в соответствии с объективными обстоятельствами, связанными с развитием этого общества. И не надо в это вмешиваться никогда. Вот что касается самолетов, то да. В этой связи хочу припомнить, что самолет одного из лидеров государств был посажен принудительно.

С. Натанзон: Эво Моралеса.

В. Путин: Эво Моралеса, совершенно верно. Ему предложили выйти из самолета, обыскали. Главу государства! Никто об этом не вспоминает, как будто этого и не было. Но это было. И, кстати говоря, было не один раз и не только с самолетом этого президента.

Естественно, не обошлось без вопроса о предстоящей встрече президентов России и США: о чем пойдет разговор?

В. Путин: Мы будем обсуждать вопросы двусторонних отношений. Я исхожу из того, что мы должны попытаться найти пути урегулирования этих отношений. Сегодня они находятся на чрезвычайно низком уровне, мы это все хорошо знаем.

С. Натанзон: Когда у Вас была встреча с предыдущим американским президентом, Дональдом Трампом, в 2018 году, были огромные ожидания тогда. Но после этой встречи санкций, кажется, было больше, чем «до». Тут ждать того же самого?

В. Путин: Это Вы у Байдена спросите, я не знаю. Мы никаких санкций не вводим. Мы только там, где считаем возможным, чтобы себе не навредить, в ногу себе не стрелять, мы как-то отвечаем. Почему американские партнеры делают то, что они делают до сих пор, во многом остается загадкой. Я считаю, уверен даже, что это прежде всего происходит под действием внутриполитических процессов. Российско-американские отношения в известной степени стали заложником внутриполитических процессов в самих Соединенных Штатах. Ну, надеюсь, что это когда-то закончится.

Эта встреча пройдет в Женеве 16 июня. Ну а сегодняшнее общение президента России с участниками Петербургского международного экономического форума продолжалось около трех часов. Понятно, что в прошлом году форума не было из-за пандемии и вопросов накопилось много.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей