Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
4 июня 2021, 21:33

Президент России и руководители других государств приняли участие в дискуссии на Петербургском форуме

Форум международный, уровень высший — в дискуссии вместе с Владимиром Путиным участвовали в том числе канцлер Австрии и эмир Катара. Темы — от политики до спорта, но экономическая составляющая в той или иной степени была в каждой из них. В самом деле, «Северный поток — 2» — это не только про газ, а проведение Олимпиады или Чемпионата мира по футболу — это не только про спорт. Проложить трубу, построить стадион: расходы, внимание к которым в пандемию обостряется, потому что не всегда они бывают такими, как в планах.

Одна из традиций Петербургского экономического форума — ответы президента России и первых лиц других государств, приглашенных на него, на вопросы. Понятно, что эта часть пленарной сессии все годы, что проходит форум, вызывает живейший интерес. К тому же, не существует никакого жесткого протокола. И заранее обговоренной тематики вопросов.

С. Натанзон, модератор пленарного заседания ПМЭФ: А что это мы так смело собрались? Пандемия, что ли, закончилась?

В. Путин: Мы собрались так, как нам рекомендовали специалисты. Сегодняшняя обстановка в России, в Санкт-Петербурге, позволяет нам проводить такие мероприятия без особого риска распространения инфекции. Тем не менее пандемия не закончилась и мы должны проявлять осторожность.

Часть гостей соблюдала требования Роспотребнадзора даже строже. В зале были не только в масках, но и в перчатках. Как Игорь Сечин, например. Но прежде чем разговор зашел про экономику — форум все-таки экономический, — эмира Катара спросили о футболе. Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 в России™ был проведен на высочайшем уровне. Но потом случился коронавирус. Олимпиада в Японии была перенесена и до сих пор непонятно, в каком режиме пройдет в этом году. В 2022 году Чемпионат мира по футболу в Катаре под угрозой.

Шейх Тамим бен Хамад Аль Тани, эмир Катара: Катар будет готов. Россия в 2018 году, конечно, показала замечательные результаты в подготовке этого чемпионата, и весь мир был свидетелем этого. Это была очень высокая планка. И мы, безусловно, будем использовать ваш опыт.

Дальше все было про экономику. И вот уже канцлер Австрии, который, как и эмир Катара, в форуме принимал участие по видеосвязи, говорит про волнующую Европу тему — газопровод «Северный поток — 2».

С. Курц, федеральный канцлер Австрии: Австрийские фирмы тоже принимают в этом участие. И мы так же, как и Германия, и некоторые другие европейские страны, смотрим на это положительно. И мы надеемся, что это обеспечит энергобезопасность Европы.

Президент России в буквальном смысле на пальцах поясняет, что глава «Газпрома» ежедневно докладывает ему о том, как труба, идущая из России, должна вот-вот состыковаться с трубой их Германии. Соединение двух ниток — дело 10 дней. Но то, что проект этот экономический, а не политический, по словам Путина, совершенно точно. И никакими санкциями задушить его нельзя.

В. Путин: Сто раз мы об этом сказали, и все равно значит какая-то пропаганда дурная так забивает людям голову. О том, что это какая-то политика здесь, обход кого-то и так далее. Вы думаете, почему так наши партнеры за него борются? Чтобы нам приятное сделать, что ли? Они борются за свои национальные интересы, вот за что они борются. И я думаю, что он должен быть реализован, особенно в условиях, когда новая американская администрация говорит о том, что она хочет выстроить благообразные отношения со своими основными партнерами в Европе. Но как же можно выстраивать хорошие отношения с партнерами и плевать при этом на их интересы? Ну, это просто нонсенс какой-то. Не знаю, вернулась там делегация правительства ФРГ из Вашингтона или нет, там шли переговоры по поводу как выстраивать отношения с американскими партнерами. Ну, газ-то дороже там, понимаете? Мало того, что он добывается таким варварским, прямо скажем, способом, но он дороже там на 25%.

Путин не зря упомянул про «варварский» способ добычи газа. Наш, российский, газ, действительно, намного экологичнее американского. Просто потому что практически сам выходит из месторождений. Он не сланцевый, как в США, то есть не выкачивается при помощи гидроразрывов и закачки в землю миллионов тонн специальных химических соединений

В. Путин: Вот «зеленые» выступают в ФРГ за то, чтобы брать американский газ, допустим, сжиженный. Но если они «зеленые» по-настоящему, они должны знать, что 70% с лишним газа добывается способом гидроразрыва пласта и что это такое для экологии. Вот давайте все это потихонечку разложим, покажем по-честному и сделаем выводы. А выводы такие: здесь экологичнее, чище, дешевле, надежнее. Вот наши партнеры сделали выбор в сторону этого проекта.

Понятно, что новая ветка газопровода проходит мимо стран, привыкших брать деньги за его транзит, и по сути, живущих на этом. Вопрос в продолжение разговора: а как быть Украине, когда «Северный поток» заработает?

В. Путин: Вы думаете, что мы должны всех кормить. У нас, что, обязанность такая, всех кормить? В ближайшие 10 лет объемы поставок на Европу могут возрасти еще плюсом 50 миллиардов. Вот, пожалуйста, есть возможность загружать ГТС Украины и в будущем, даже после завершения срока действия нашего контракта на транзит. Все можно, и мы готовы к этому, и хотим этого. Но нужна добрая воля со стороны наших украинских партнеров. Не для того, чтобы деньги брать, не для того, чтобы армию содержать и нацеливать ее на решение силовым способом проблем Донбасса. А для того, чтобы экономику поднимать, с людьми работать. Мы ведь исходим из того, что у нас сложные отношения с руководством Украины, но мы думаем о том, как люди там живут. Нужно наладить нормальные экономические отношения, мы этого хотим. Мы к этому готовы. Надеемся, что здравый смысл все-таки будет во главе принятия решений.

На прямой вопрос модератора сессии, почему, например, Австрия, страна Еврозоны, в своих расчетах использует доллар, канцлер Курц от ответа ушел. А вот Владимир Путин высказался вполне конкретно.

В. Путин: Наши операторы пока предпочитают операции в долларах, хотя к доллару больше привязана нефть, потому что нефть биржевой товар. Газ не биржевой товар, и поэтому в целом мы готовы рассматривать возможности расчетов и в национальных валютах, мы со многими странами это делаем сейчас, с нашими партнерами. Готовы говорить о расчетах в евро. И евро для нас абсолютно приемлем в расчетах по газу, это можно делать, конечно, и, наверное, нужно делать. Но если нефтяники уйдут от расчета в доллары, это будет очень серьезным ударом по доллару как по резервной валюте.

Говоря о внутрироссийских делах, Путин назвал основные проблемы, которые необходимо решить в самое ближайшее время: вернуть рынок труда в докризисное состояние и разобраться с инфляцией. Хорошо бы, сказал президент, чтобы на конец этого года она была меньше 5 процентов. И здесь важно не разбалансировать весь экономический механизм страны. Отсюда, кстати, и довольно-таки резкое высказывание первого вице-премьера Белоусова в адрес металлургов, поднявших цены — «нахлобучили» государство.

В. Путин: Что касается металлургов, то я прошу коллег, я их всех знаю поименно. Мы с ними знакомы много лет, не обижаться на Андрея Рэмовича. Он в таком запале дискуссионном, может быть, высказался несколько резковато, но дело в чем? Дело в том, что конъюнктура рынка изменилась, и эта отрасль начала получать сверхдоходы. Ну, понять их можно, а чего же терять деньги тогда, если их можно заработать? С другой стороны, это приводит к некоторым перекосам в экономике. Почему? Вот, скажем, есть покупатели, скажем, автомобильного транспорта, наши же компании, подписали контракты, вот готовы платить деньги. Теперь им производитель автотранспорта говорит: платите на 68 процентов дороже. Как так? А вот так, потому что металлурги подняли цены. Прямо цепочка посыпалась.

Но, конечно же, самая главная задача на ближайшее время — максимально снизить риск заражения COVID-19. Для этого в России и было создано сразу несколько вакцин.

С. Натанзон: Почему-то россияне не очень бегут прививаться вакциной. Почему?

В. Путин: Вы знаете, много причин. У нас и от гриппа не все прививаются. Ну, такой общий настрой у граждан. Во многих странах там тем, кто вакцинируется, уже пиво наливают, еще что-то придумывают. Но можно действовать более цивилизованными способами, наверное.

С. Натанзон: Но, вообще, привлечь пивоваров это идея, может быть.

В. Путин: Может быть. Кольнулся, налил пива с колбасой, ну, это можно сделать.

Смех смехом, но мы могли бы спасти от COVID-19 многих людей и в Европе, и в мире, но Запад начал настоящую войну против российской вакцины.

В. Путин: Это борьба за деньги со стороны тех, кто производит препарат подобного рода в других странах, и хочет освоить европейский рынок. И делает это с обычным им присущим блеском. И это у них хорошо получается. Я не буду говорить фамилий и имен, но вот я разговариваю, допустим, с одним из руководителей ЕС. Он мне говорит: «Вы хотите растащить наши страны, по отдельности с кем-то договориться. Почему вы не ставите заявку в соответствующую европейскую структуру?» Я говорю: «Мы поставили». Он говорит: «Нет». Я говорю: «Да». Он говорит: «Нет». Я думаю: «Может, я ошибаюсь?» Тут же Голиковой позвонил, говорю: «Татьяна Алексеевна, мы заявку сделали?» Она говорит: «Конечно! Еще в прошлом году». И только в марте текущего года соответствующая европейская структура объявила о том, что она начинает процедуру рассмотрения. И до сих пор, как мы видим, рассматривает. Это инструмент обеспечения коммерческих интересов, вот и все. Кроме этого, ничего нет.

В ходе дискуссии зашла речь и о двойных стандартах Запада. То, что можно США, почему-то нельзя России и союзной нам Белоруссии.

В. Путин: Вот, говорят, допустим, в той же самой России правоохранители слишком жестко ведут себя в процессе каких-то там акций уличных. А то, что в европейских странах расстреливают резиновыми пулями, глаза выбивают людям, гибнут люди на улицах, водометы применяют, слезоточивый газ — это нормально? Вот я разговариваю с одним из своих коллег, партнеров, тоже без имен. Я ему говорю: «А там у вас как? Ничего? Это все можно?» Значит, речь шла о Белоруссии. Он мне отвечает: «Ну, мы же демократическая страна». Ну, вы понимаете, это же смешно. Резиновая пуля выбивает глаз. Ну, пострадавшему надо сказать: «Ну, ничего. Ничего, ничего. Это же демократическая резиновая пуля, потерпите». Людям же от этого не легче, правда? Нужны общие стандарты, подходы, оценки. Единообразно понимаемые.

С. Натанзон: Вы верите в эту версию с ХАМАС, что это было письмо ХАМАС, из-за которого посадили самолет в Белоруссии, как это официально озвучивается белорусскими властями?

В. Путин: Не хочу давать оценок тому, что произошло с этим самолетом. Если по-честному — я этого не знаю.

С. Натанзон: А российские спецслужбы участвовали в этой операции?

В. Путин: Ну, нет, конечно. Я видел заявление руководства НАТО по поводу того, что, наверное, Россия принимала участие. Ну, знаете, могу вам сказать: НАТО в опасности, если руководство НАТО делает такие заявления. Потому что это значит, что люди просто не понимают, как такие процессы могут происходить. Это же все делается совсем по-другому, как кому-то кажется. Какая-то международная кооперация. Невозможно, понимаете? Вот мы задержали тех, в Москве, кто планировал переворот и убийство Лукашенко, но мы делали это по запросу КГБ Белоруссии. Как мне объяснил сам президент Белоруссии, они не планировали никаких операций подобного рода, а у них появилась информация, что этот человек на борту, после того как он уже оказался на территории Белоруссии и когда в интернете появились его фотографии. Я даже не хочу вникать в это дело, понимаете? Это нас не касается совершенно. И повторю еще раз, не хочу давать оценок политическим процессам, которые происходят в Белоруссии. Истина, как обычно, всегда где-то посередине находится. Поэтому лучше не вмешиваться, лучше дать возможность людям самим, не спеша, разобраться. Все равно, понимаете, как бы ни было, кто бы ни говорил, что какой-то режим там чего-то подавляет, знаете, все равно изменения в любом обществе будут происходить в соответствии с объективными обстоятельствами, связанными с развитием этого общества. И не надо в это вмешиваться никогда. Вот что касается самолетов, то да. В этой связи хочу припомнить, что самолет одного из лидеров государств был посажен принудительно.

С. Натанзон: Эво Моралеса.

В. Путин: Эво Моралеса, совершенно верно. Ему предложили выйти из самолета, обыскали. Главу государства! Никто об этом не вспоминает, как будто этого и не было. Но это было.

В этой связи вопрос Владимиру Путину в продолжение темы двойных стандартов. Не опасается ли он того, что его, как Дональда Трампа, когда тот был еще в должности президента США, заблокируют в соцсетях?

В. Путин: Плевать я хотел на то, что меня где-то кто-то заблокирует. Понимаете? Для меня важнее другое — доверие российского народа в том качестве, в котором я сейчас нахожусь.

Естественно, не обошлось без вопроса о предстоящей встрече президентов России и США. О чем пойдет разговор?

В. Путин: Мы будем обсуждать вопросы двусторонних отношений. Я исхожу из того, что мы должны попытаться найти пути урегулирования этих отношений. Сегодня они находятся на чрезвычайно низком уровне, мы все это хорошо знаем. Мы будем говорить о стратегической стабильности, об урегулировании международных конфликтов в наиболее горячих точках. Российско-американские отношения в известной степени стали заложниками внутриполитических процессов в самих Соединенных Штатов, но, надеюсь, что это когда-то закончится, имею в виду, что фундаментальные интересы в сфере хотя бы безопасности и стратегической стабильности и сокращения опасных для всего мира вооружений все-таки важнее, чем текущая внутриполитическая конъюнктура в самих США.

Эта встреча пройдет в Женеве 16 июня. Ну, а сегодняшнее общение президента России с участниками Петербургского международного экономического форума, которого в прошлом году из-за пандемии провести было невозможно, продолжалось около трех часов.

В. Путин: Пандемия, безусловно, подтолкнула высокотехнологичные и перспективные виды производства и то, что определяет и будет определять прогресс в ближайшее время. Но, на мой взгляд, самое главное заключается в том, что мы поняли, что здоровье и человеческое общение является нашей высшей ценностью. Исходя из этого, мы должны строить нашу жизнь в ближайшем будущем и на более отдаленные перспективы.

Пандемия показала всем, насколько уязвим мир. По словам Владимира Путина, только завершившего главную пленарную сессию Петербургского экономического форума, объединяя усилия, мы можем добиться нужных всем результатов.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей