На 82 году жизни от последствий коронавируса скончался режиссер и актер Владимир Меньшов
Есть режиссеры, которые так глубоко чувствуют душевные, глубинные ноты своего родного народа, что все, что они делают, все, что снимают, сразу и уходит в народ, и впитывается каждое слово, каждая реплика, каждый взгляд. И герои фильмов как будто становятся твоей личной родней, твоими близкими друзьями, твоими любимыми — одним словом, твоими.
И таким даром — делать истинно народное кино высокого уровня — обладал Владимир Меньшов. Все, что он снял, вошло в классику отечественного кинематографа. «Любовь и голуби», «Москва слезам не верит», «Розыгрыш» и другие ленты в сердце целого народа. И нет такой силы, которая может это изменить.
Звенящий воздух предрассветной северной ночи, теплый взгляд за кухонным столом, простые истории, и каждая масштабов характера нации.
Цитатами из его кинокартин можно истории рассказывать. И только кажется, что это вот такие простые диалоги, полюбившиеся сердцу. Владимир Меньшов как-то признался — красное словцо, на которое так щедр русский народ, он всю жизнь записывал в специальный блокнот. Потому-то они и кажутся такими народными, не выдуманными. Их собрал режиссер-исследователь.
Из простой семьи, в которой считалось: актерство — это из другой жизни, недоступной и далекой. Но Владимир Меньшов стал режиссером своей судьбы. Он объяснял: каждый фильм — поступок, который требует всех сил. Так свой эмоциональный накал в фильмах он оборачивал в легкость.
«Истинный режиссер, который попробовал эту профессию, он уже никогда не вернется в другие места», — говорил Владимир Меньшов.
Такого же сотворчества он требовал от остальных на съемочной площадке. А по-другому рядом с ним они бы и не смогли. С легкой разноцветной истории про школьный ансамбль все и началось.
Картины Меньшова обладают этой необъяснимой магией. Если показывают по телевизору «Москва слезам не верит», не остановиться перед экраном и потерять счет времени уже невозможно. Тогда коллеги по цеху считали фильм второсортным. В моде было совсем другое кино — в зените славы Тарковский. Но вот высшую киноакадемию советская «Золушка» покорила сразу. На церемонию Владимира Меньшова не пустили. Режиссер увидит и прикоснется к своему «Оскару» лишь спустя несколько лет, а вот народную любовь почувствует мгновенно.
«Это была не модная картина. Мода тогда определялась сходством с Андреем Арсеньевичем Тарковским, а я снял, как мне нравилось», — говорил Владимир Меньшов.
Кстати, Вере Алентовой, уже тогда супруге Меньшова, сценарий не понравился. В их семейной жизни было все, как в кино, — сходились, расставались и снова сходились.
«Они пошли провожать меня в школу. Факт тот, что папа был в бабушкином свитере. И они оба меня пытались уверять, что это не так. Предполагаю, что ночевал у нас, с утра было холодно, мама сказала "надень"», – рассказала Юлия Меньшова.
Вера Алентова признавалась — пишет сценарии Меньшов долго, потому и выходит каждый на вес золота. А вот актерских ролей у режиссера больше сотни, и все разные — от участкового до предводителя сил добра. В его историях на пленке за счастье бороться надо. Так он сам жил. Так снимал, заполняя светом любви каждый кадр.