Новые рассказы о жесткой посадке томского Ан-28, у которого в воздухе заглохли двигатели
Отказ двигателей назван причиной жесткой посадки Ан-28 в Томской области. 17 июля к такому заключению пришел Следственный комитет России. Исходя из этого, можно в целом воссоздать картину событий.
10 минут после взлета. Двигатели глохнут. Винты перестают крутиться и тянуть за собой самолет. Потеря тяги — падение скорости, а с ней и подъемной силы. В какой-то момент крыло перестает держать машину в воздухе и — сваливание. Кошмар любого пилота.
Что делают? Штурвал от себя. Снижаясь, самолет разгоняется. Растут подъемная сила и устойчивость полета. Надо искать место для посадки. Ан-28 касается поверхности болота и через 180 метров опрокидывается. Хорошо, что маленький — 13 метров в длину. И легкий. Меньше масса — меньше инерция и разрушающая энергия. Все живы, спасены и делятся переживаниями.
«Двигатели глохнут. Пилот пытается их реанимировать. В течение минут пяти потом понимает, что не получается, ищет место для посадки. Находит это болото подходящее. Просто второй пилот нашел его. При падении цепляем ветки, потихоньку-потихоньку спускаемся, сбрасываем скорость, втыкаемся носом и переворачиваемся», — рассказывает Роман Макеев.
«Посадка была планирована. То есть они уже поняли, что ничего не запустится, и начали планировать пилоты посадку, и чтобы мы так мягенько приземлились», — говорит Ольга Козлова.
О вчерашней аварийной посадке, когда они были на волосок от смерти, сегодня говорят как о чем-то почти будничном. Ольга и Роман были среди пассажиров рейса из Кедрового в Томск, когда на высоте в несколько тысяч метров у самолета Ан-28 отказали оба двигателя.
«Кто-то там плакал, дети плакали, кто-то молился вслух. Как бы я написал СМС девушке, ну, думал, мало ли, потом телефон найдут, они дойдут СМС, либо просто кто-нибудь увидит в телефоне», — говорит Роман Макеев.
Прежде чем приземлиться Ан-28 несколько минут планировал над тайгой.
«Приготовились к удару, все сжались, как могли, только колеса цепляют землю, он переворачивается. Это были секунды», — рассказывает он.
Когда самолет соприкоснулся с землей, то практически сразу сломалась стойка шасси и воздушное судно перевернулось.
«Глаза когда я открыла, когда мы все валяемся там, в салоне, я смотрю, надо мной женщина висит, прям пристегнутая. Ну все, я нашла там у нее на животе эту защелку, отстегнула ее, она, естественно, упала, потом нам кричат: «Быстро выбирайтесь, кто куда». Короче, мы вот выбили там окно аварийное, мы в это окно, короче, все вылезли», — говорит Ольга Козлова.
«Почувствовал — цел. Ремень скидываю, падаю, смотрю, техник тоже падает, люди начинаются немножко освобождаться. Пилоты, получается, были в хвосте самолета. Они свою кабину начали открывать, их зажало немного, они пока освободились, они начали выпускать людей через ну нос. Мы с техником начали выпускать людей через хвост», — рассказывает Роман Макеев.
Убедившись, что люди в безопасности и угрозы взрыва нет, экипаж первым делом активировал радиомаяк. Пассажиры попытались связаться с близкими, чтобы успокоить.
«Мы все нормально это перенесли. Мы там костер разожгли на болоте, уже сидели, веселились даже, вытащили из самолета сидушки, сидели на сидушках на болоте. В общем-то, все хорошо, позитивненько так. А потом начали уже вертолеты летать, первая санавиация прилетела», — рассказывает Ольга Козлова.
Благодаря слаженным действиям экипажа никто из пассажиров серьезно не пострадал.
«Это вообще чудо какое-то произошло, я не знаю, у кого был ангел-хранитель, то ли у всех, то ли у кого-то одного там сохранил, ну это просто вообще, при такой посадке все живы и все здоровы, это самое главное. Спасибо экипажу, который нас из этой ситуации вырулил», — говорит Ольга Козлова.
Как стало известно позже, первый пилот, Анатолий Прытков, который — как и положено в таких случаях — руководил спасательной операцией, получил серьезную травму ноги.
Командира воздушного судна Анатолия Прыткова госпитализировали в Томскую областную клиническую больницу с переломом костей голени. Ему уже сделали операцию, она прошла успешно. Восстановление займет около двух месяцев.
«Пилот себя чувствует удовлетворительно, позитивно настроен. При хорошем раскладе, я думаю, через дней пять-семь мы его выпишем на амбулаторное долечивание», — сообщил травматолог-ортопед Томской областной клинической больницы Станислав Шагиахметов.
Второй пилот Ан-28, Фарух Хасанов, отделался небольшими ссадинами. Его, как и бортинженера Никиту Минаева, и всех пассажиров, осмотрели медики. Летевшим этим рейсом в Томск, через некоторое время нужно возвращаться домой.
Несмотря на удачный исход этой истории, многие теперь предпочитают наземный транспорт. Как минимум в ближайшее время.