Борис Эйфман в рамках фестиваля «Черешневый лес» представит «Страсти по Мольеру» и «Анну Каренину»
Борис Эйфман, которому на днях исполнилось 75 лет, с гастролями в Большом театре в рамках фестиваля «Черешневый лес». Что привез? «Страсти по Мольеру» и «Анну Каренину». Почему надо идти? Во-первых, современный балет — это интересно. Как можно всегда по-новому доносить до зрителя истории, рассказывая их только движениями, без слов? Тем более главные слова у обеих историй одинаковы — «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».
Борис Эйфман убежден: все его спектакли обладают терапевтическим эффектом. Мгновенно захватывают внимание, доводят зрителей до шокового состояния и потом избавляют их от наболевших внутренних вопросов и проблем. Мастер так тонко и точно рассчитывает эмоциональный удар со сцены в зал, что увернуться от него невозможно, да и незачем.
Спектакль, открывающий гастроли легендарного театра балета на Исторической сцене Большого, «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана», не только, по сути, премьерная работа мастера, но и глубоко личная. Терзания художника по ту сторону занавеса и запредельная цена творчества.
«У него были проблемы и творческие, и проблемы с труппой, конкуренция. То же самое и у меня. А главное, я его понимаю прекрасно — каждая его комедия должна была иметь успех. Я его очень близко понимаю и сочувствую, поэтому, конечно, я с большим увлечением работал над этим спектаклем», — рассказывает народный артист России, художественный руководитель Санкт-Петербургского театра балета Борис Эйфман.
У Эйфмана никогда не бывает просто так, для красоты. Каждый жест имеет значение, каждое движение несет свой смысл. Танцовщики у него драматические актеры, способные решить главную задачу всей жизни художника — выразить языком тела кипящие страсти души.
«У нас хореография совмещена с мимическими шаржами. Очень много нужно гримасничать, потому что мы играем спектакль в спектакле и должно отличаться, где идет жизнь Мольера, а где его спектакли. И эти все находки, мне кажется, Борису Яковлевичу очень удались», — говорит ведущая солистка Санкт-Петербургского театра балета Бориса Эйфмана Любовь Андреева.
Зрителям фестиваля искусств «Черешневый лес» покажут в этот раз и хореографический хит Эйфмана — балет «Анна Каренина». Уже 16 лет спектакль идет с ошеломляющим успехом на главных сценах мира. Мастер исследует перерождение женщины, одержимой основным инстинктом. А публика приходит увидеть то, что не написано у Толстого, то, что находится между строк и невозможно выразить словами.
«Некоторые артисты, которые танцуют этот спектакль, просто уже заново чувствуют. И эти 15 лет, которые прошли, изменили и нашу труппу, и отношение к этому спектаклю. Он стал уже частицей нашего визуального имиджа», — говорит Борис Эйфман.
Столичные гастроли — это подарок фестиваля «Черешневый лес» к 75-летию выдающегося хореографа, создателя не только своего театра балета, но и особой пластики, новой азбуки танца.
«В этом году у нас стоял выбор: может быть, перенесем? Нет, потому что и мировая премьера, и полюбившаяся замечательная "Анна Каренина" — это то, что не стоит переносить, а надо обязательно большими глотками пить, дарить друг другу, наслаждаться этим», — сказал организатор фестиваля искусств «Черешневый лес» Михаил Куснирович.
А в это воскресенье, под занавес гастролей, зрителей ждет невероятный гала-концерт — сцены из легендарных постановок разных лет сплетутся в яркий, напористый, полный эмоций и магии рассказ о судьбе самого хореографа. Покажут и фрагменты будущего спектакля «Чайка. Балетная история», а еще выступят юные воспитанники Академии танца Бориса Эйфмана. Все это, по словам мастера, и есть та самая химия и невидимая миру энергия, что до сих пор держит его в полете.