Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьЕврейская АОЗабайкальский крайИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаНовости проектов Первого
15 сентября 2021, 21:41

В Музее русского импрессионизма открывается выставка «Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке»


В Москве открывается уникальная выставка — в одном музее собраны работы, которые представляли русское искусство в Америке почти сто лет назад. Эти картины были разбросаны по миру — частным коллекциям и музеям. Теперь, через пространство и время, их опять можно увидеть вместе. Есть полотна, которые взору современной публики представят впервые. Бакст, Ларионов, Серебрякова, Кустодиев, Петров-Водкин... Какими их увидели американцы в далеком 2024 году прошлого века, когда все было по-другому, все, кроме этой красоты.

Сейчас в музеи мы покупаем в основном электронные билеты. А вот как выглядел билет на выставку русских художников в Нью-Йорке в 1924 году. Стоимость — 55 центов. Место — Большой центральный дворец. Это были огромные залы в центре Манхэттена, куда лучшие русские художники привезли более полутора тысяч своих картин. Ими были увешены все стены. И такую шпалерную развеску сохранили на выставке в Музее русского импрессионизма.

«Жизнь художников в советской России была, в общем, довольно незавидной. Мы можем себе представить: только-только закончившийся военный коммунизм, голод в Поволжье, страна в разрухе. Как вдруг прошел слух, им рассказали, будто бы далеко за океаном в благополучной Америке богатые покупатели платят большие деньги за живопись и скульптуру», — говорит директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова.

Свои работы на выставку отправили даже художники, давно эмигрировавшие во Францию, — авангардисты Михаил Ларионов и Наталья Гончарова, модный художник и дизайнер Лев Бакст. Впрочем, искусство, от которого в восторге был вся Европа, по ту сторону океана мало кого впечатлило. Сердцу простого американца милее оказалась русская деревня: пейзажи Грабаря, пышнотелые барышни Архипова и мужские образы Кустодиева.

«Неслучайно, что одна, например, из работ Кустодиева стала основой для создания выставочного плаката. Интересно, как на нее реагировали американские посетители. Они никак не могли понять, что представлен извозчик, и спрашивали: это кто? Городовой? Полицейский? Им говорили — нет, это извозчик. Они говорили — Дед Мороз», — рассказала куратор выставки Ольга Юркина.

Несмотря на время, в которое состоялась выставка — через два года после создания СССР, в Америке не увидели ни одного произведения на советскую тему. Это была позиция самих художников. Даже Исаак Бродский, который на родине уже вовсю писал портреты Ленина, в Нью-Йорк отправил свои пейзажные работы. А эта картина Константина Сомова тогда прозвучала вообще как манифест.

«Само название картины, "Старый балет", отсылает нас, скорее, к тому, что художник имел в виду — старая Россия, то есть дореволюционная Россия, когда балет был олицетворением той имперской мощи и того блеска русского двора, которым он был известен во всем мире», — пояснила куратор выставки Ольга Юркина.

Зрители манифест оценили — картину купили одной из первых. Почти сто лет она находилась в частной коллекции. Так что широкая публика увидит ее впервые. У критиков же наибольший интерес вызвали картины художников из общества «Бубновый валет» — Лентулова, Кончаловского и особенно портрет Машкова.

«В этой хвалебной статье пишется о том, что кажется, что будто сейчас действительно оживет человек, изображенный на этом портрете, что хочется подойти поближе, чтобы убедиться, что очки действительно нарисованы, а не прикреплены к полотну», — рассказывает куратор выставки Ольга Юркина.

Всего кураторам удалось собрать около 70 работ с американской выставки. И это было целое расследование длиною в год. Ведь в каталоге о картинах не было почти никакой информации. Например, работа кисти Петрова-Водкина значилась просто как «Портрет». Но ведь у художника их несколько десятков.

«В небольшой, буквально заштатной американской газете наш куратор находит описание этого портрета. "Известный художник Петров-Водкин представил портрет молодого человека или мальчика. Странное желтое лицо, с неестественно скривленными губами рука поддерживает подбородок". Конечно, имея такое конкретное описание, куратор бросилась искать этот портрет, и вот картина перед нами», — говорит директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова.

В отдельном зале собраны произведения, которые, предположительно, тоже могли быть выставлены в Нью-Йорке. Но у искусствоведов слишком мало оснований, чтобы утверждать это наверняка. Так что, кто знает, может, доказательства смогут найти сами посетители.

Читайте также: