О развитии транспорта в столице — эксклюзивное интервью мэра Сергея Собянина Первому каналу
В Москве сегодня запустили техническое движение по южному участку Большой кольцевой линии — от «Проспекта Вернадского» до «Каховской». Шесть с половиной километров, три новые станции и одна после глобальной реконструкции. Когда их откроют, около миллиона человек станут меньше тратить времени на дорогу. Ждать осталось чуть больше месяца. Уже в ноябре планируют открыть сразу десять станций Большой кольцевой линии – так много одновременно раньше никогда не запускали. А еще через год грандиозное кольцо замкнется.
— Сергей Семенович, какое значение имеет такой масштабный проект, как Большая кольцевая линия, для города и как это сочетается с другим проектом — МЦК?
— Многие задают вопрос: вы же построили МЦК, но, может быть, этим было и ограничиться, не строить подземное кольцо метро? Два кольца дают синергетический эффект. МЦК располагается ближе к северу, сдвинуто в северную часть города, а БКЛ немного южнее и охватывает разные районы. И оба кольца, по сути дела, создают основу нового транспортного каркаса. МЦК дало эффект разгрузки радиальных направлений перегруженных центральных участков от 5 до 15 процентов. БКЛ даст еще больший эффект. Когда они вместе дают два таких эффекта, то разгрузка получается от 10 до 30 процентов. И в целом тогда все метро начинает балансировать и работать равномерно, без тех огромных перегрузок, которые мы видим порой в час пик на малой кольцевой линии, на исторической. То есть в целом метро будет работать по-другому, гораздо комфортнее, а значит, более привлекательно. Больше людей будет перемещаться в метро в комфортных условиях, меньше будет на улице народа, меньше будут перемещаться на машинах, разгружаться магистральные улицы, меньше наземного транспорта, лучше экология будет. То есть огромный эффект.
— Над нами существующая застройка. Большая кольцевая линия пересекается и с действующими линиями метро, и с железной дорогой. Как вы решились на строительство самого большого в мире метрокольца? Насколько это сложно и вообще реализуемо?
— Именно такими словами эксперты говорили, что это сложно и нереализуемо ни по финансам, ни по сложности технологической. Пройти под московскими улицами, пересечь действующие линии метро, состыковать их, чтобы они работали как единый организм, — это гигантская сложная работа. Шла бы речь об одном участке — ладно, но когда о десятках одновременно. Это, по сути, середина города. Задача была — улучшить транспортную ситуацию в Москве и сделать все, что теоретически возможно для этого, не по минимуму, а по максимуму. Поэтому появились такие проекты, как МЦК, как БКЛ, как МЦД, как другие радиальные направления линий метро. И именно поэтому мы в этом году уже построим 100 станций метро и МЦК. Это гигантский объем, но это как раз та работа, которую мы себе поставили как приоритетную.
— Мы приехали на станцию «Новаторская».
— Да, новая станция. Как вам?
— Мне очень нравится, яркая.
— Все станции авторские. Мы проводим международные конкурсы для того, чтобы каждая станция имела свое лицо. Причем это не просто серенькое, а уникальное, яркое, красивое. Потому что традиция метрополитена — создавать уникальные станции — должна быть сохранена.
— Это то, чем, в общем-то, мы гордимся, то, чем знаменита московская подземка.
— И важно не только то, что происходит внутри станции — что вне. Потому что раньше, помните, выход из метрополитена — это такие узенькие лесенки. И, в общем, на этом все. Наверху сейчас павильоны, вокруг метрополитена проводится комплексное благоустройство. Более того, внутри микрорайонов пути, которые подходят к станции метрополитена, тоже благоустраиваются очень качественно, для того чтобы людям было удобнее подходить, безопасно. Поэтому вместе с метрополитеном, вместе со станцией приходит комплексное благоустройство прилегающих микрорайонов, что тоже очень важно.
— Уже запущено 12 линий БКЛ. Ждать ли до конца года открытия новых? И, конечно же, главный вопрос: когда кольцо замкнется? Или это сложно спрогнозировать?
— Мы запускаем в ближайшие месяцы уже для пассажиров те станции, которые мы сегодня обкатываем. Это 10 новых станций, в том числе и «Новаторская», на которой мы находимся. И, таким образом, будет пуск десяти станций одновременно. Когда он будет? Скорее всего, начало ноября, в ноябре месяце, может быть, чуть раньше. Но десять станций в Московском метрополитене одновременно еще никогда не запускалось за всю историю. Даже одну станцию запустить сложно, но десять одновременно — это очень сложно с технологической точки зрения. А дальше остается еще треть станций БКЛ, которые мы должны достроить и запустить до конца следующего года. Может быть, перейдет на первый квартал 2023 года.
— Какие еще проекты метро будут реализованы в ближайшее время?
— Мы не останавливаемся запуском БКЛ, продолжаем проектировать и строить достаточно много линий. Это Рублево-Архангельская линия, к проектированию которой мы приступили. Это строительство линии на Коммунарку и Троицк. Кстати, она будет как раз пересекать здесь БКЛ, на станции «Новаторская». Это Бирюлевская ветка метро. Это продление Солнцевской ветки до Внуково и ряд других проектов. Несколько станций — продление линии до поселка Северный. Достаточно еще много проектов. Когда они все будут реализованы в перспективе, то количество станций метро по сравнению с тем, что было в 2010 году, удвоится, мощность метрополитена удвоится. И ради этого, конечно, стоит работать, трудиться. Для того чтобы создать новую инфраструктуру, базовую для всего города, не только для сегодняшнего дня, но и на перспективу — десятилетия.
— Будет интересно посмотреть, каким станет метро и, главное, проехать на нем.
— Вы уже сегодня попробовали и оценили. Я надеюсь, вам понравилось.
— Очень.