Финальный спектакль хореографического фестиваля Дианы Вишневой показал, как прогресс лишает людей истинных чувств и эмоций
В Москве и Санкт-Петербурге завершается грандиозное культурное события — знаменитый хореографический фестиваль Дианы Вишневой «Контекст». Одним из заключительных аккордов стала нашумевшая работа испанской труппы «Пассионария». Сами авторы называют ее гипнотическое научно-фантастическое действие. Сцена — поле для экспериментов, а танец и фантазия постановщика не имеют границ.
Это балет или фильм? Или и то и другое? Кажется, испанский хореограф Маркос Морау придумал особый жанр. Движение, свет, музыка окутывают и запутывают зрителя: я в театре или в кино? Спектакль «Пассионария» — так называется придуманная планета. Обитатели, судя по движениям, — роботы или люди, похожие на роботов. Вроде и любовь, и родительство, и дружба им не чужды, но все какое-то поверхностное, эмоций ноль. Об этом и предлагает задуматься хореограф.
«Я обожаю технологии, потому что это часть прогресса, но вместе с тем они делают мир настолько быстрым, что мы уже не можем многие вещи контролировать. Меня настораживает то, что мы теряем в этой гонке эмоции, разговоры по душам, даже какие-то размышления, интеллект и глубину восприятия», — говорит хореограф Маркус Морау.
Испанец Морау вдохновлялся и «Солярисом» Тарковского, и «Меланхолией» Ларса фон Триера. А еще делает короткие связки и многоточия между сценами, как в японской манге. Кому-то может не хватить сюжетной линии.
«Я думаю, лучше реализовать свою идею в первую очередь. Кому-то понравится, а кому-то нет», — говорит артист балета, балетмейстер Владимир Малахов.
Критики говорят о спектакле «Пассионария» — слишком большое внимание к декорациям. Здесь и дым, и спецэффекты, на сцене потайные ниши открываются, поглощая персонажей, а заодно и, возможно, хореографию. Зритель не согласен!
«Самый интересный момент, когда они обыграли несколько рук и ног, когда получились просто пауки. И мы обсуждали с моей подругой формат сцены, когда она отделена чуть-чуть от тебя таким квадратом, за этим экраном получается такой эффект наблюдателя», — рассказывает один из зрителей.
«Я не люблю, когда танцору комфортно. Я стараюсь ставить задачу сложную — например, чтобы он выключал некоторые части своего тела, но при этом работал другими ярко, активно. Мне нравится, когда тело словно рисует в пространстве чертеж, как дизайнер интерьера», — сказал хореограф Маркос Морау.
Испанский хореограф свой спектакль показывает в рамках XIX международного фестиваля современной хореографии «Контекст». Кого-то из начинающих российских балетмейстеров и танцоров вдохновит, кому-то откроет новые возможности — для этого в свое время и создавался фестиваль.
«Фестиваль уже стал продюсерским центром. Мы уже занимаемся продюсированием спектаклей, мы даем региональным компаниям вздохнуть и понять, что такое современный танец. За этот год мы сделали где-то 11 новых постановок», — сообщила основатель и арт-директор фестиваля Context. Diana Vishneva Диана Вишнева.
Постановки молодых хореографов, финалистов и победителей фестивального конкурса — все это в том числе попытка взглянуть, как меняется современный танец. А ему в насыщенном и быстром мире не просто приходится. Как и в случае современного искусства, нужно постоянно удивлять и не переутомлять — такова цена зрительского внимания.