Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьЕврейская АОЗабайкальский крайИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаНовости проектов Первого
4 октября 2021, 12:10

20 лет назад украинскими ПВО был сбит пассажирский самолет, выполнявший рейс Тель-Авив — Новосибирск

Сегодня в нескольких странах вспоминают трагическое событие, которое произошло 20 лет назад. Над Черным морем взорвался пассажирский самолет Ту-154 авиакомпании «Сибирь». Погибли все, кто находился на борту. 78 человек.

В Новосибирске, куда из Тель-Авива и направлялся лайнер, — у мемориала сегодня много цветов. То, что Ту-154 был сбит украинской зенитной ракетой, выпущенной во время учебных стрельб, стало известно не сразу. Да и после украинская сторона путалась в показаниях, пыталась замалчивать факты. Виновные все еще не установлены. А те, кто в той трагедии потерял близких, смириться с утратой не могут до сих пор.

Пуанты, игрушки — 20 лет Тамара Раухвергер хранит на полке вещи дочери. Она возвращалась с учебы в Тель-Авиве, когда произошла та страшная, нелепая и преступная авиакатастрофа. Время не лечит раны.

«20 лет в голове вопросы, на которые нет ответа: кто и за что убил мою дочь. И виновников нет до сих пор! Замалчиваются и покрываются виновники!» — говорит Тамара Раухвергер.

Замалчивать свою вину высшие украинские военные чины начали в тот же день — 4 октября 2001 года. Во время учений на полигоне в Крыму неожиданно прекращают общаться с журналистами, отдают приказ на ликвидацию уже запущенных ракет — вот они взрываются в море. Незадолго до этого пассажирский Ту-154 пропал с экранов радаров.

Дальше — сбивчивые оправдания. Министр обороны Украины даже скажет, что никаких стрельб не было, их отменили, потом признают, что ракеты все же пускали, но недалеко от берега.

Для полетов тогда закрыли лишь 70-километровую зону, скорее всего, чтобы не терять деньги за транзит иностранных самолетов, при том, что дальность ракеты 300 км — курс лайнера был в зоне поражения.

Межгосударственный авиационный комитет через несколько месяцев расследования установит все — марку ракеты комплекса С-200, выпущенную украинской ПВО, и даже серию поражающих элементов — 37 тысяч стальных шариков. Ракета взорвалась рядом с самолетом — шрапнель прошила его насквозь. Все 78 человек, находившихся на борту, погибли. Будут найдены и опознаны лишь 16 тел. Наталья потеряла сына и мать.

«Когда нам показывали эту сторону, она была вся прошита шариками. Как раз сторона, где сидели мама и Саша, с левой стороны. Потому что ракета взорвалась с левой стороны, пробила всех, одного пилота убило, другие крикнули: «Куда попало?» Куда попало, они не поняли», — рассказывает Наталья Григорьева.

Эти последние слова члена экипажа, записанные наземными службами, до сих пор не убеждают украинские власти. Как и характерные отверстия на обломках. Впрочем, однажды президент Кучма почти признал вину, цинично рассуждая на фоне горя.

«Что, мы первые или последние? Не нужно из этого делать трагедию, если есть какая-то ошибка. Ошибки случаются всюду и не только такого масштаба, но гораздо большего масштаба, планетарного», — сказал Леонид Кучма.

«Наглая ложь и нежелание просто покаяться, никто у нас не попросил прощения, никто с нами не встречался и в этом ключе не разговаривал», — говорит сын погибшего в авиакатастрофе Борис Калиновский.

После долгих лет разбирательств Украина выплатила семьям жертв компенсации, однако оформила их как гуманитарную помощь. Авиакомпания «Сибирь, потерявшая самолет, не получила ничего. В Киеве придумывались все новые версии: от разгерметизации до теракта на борту.

«Настолько было приложено усилий к тому, чтобы доказать невиновность украинской стороны, что были исчерпаны все варианты. А действительно в частных разговорах, а я тогда был председателем комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны, они подтверждали, что, к сожалению, случилось так», — рассказывает Георгий Крючков, в 2001 году председатель комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Верховной Рады Украины.

И понимали, в чем ошибка — на радаре учебная мишень и пассажирский лайнер отображались одинаково, но цель обязаны были перепроверить.

«Есть такое понятие — дальность, Вот дальность украинский расчет поленился определить. Виноваты и командиры, у которых был выносной индикатор кругового обзора, где можно было увидеть это все, им тоже лень было, здесь был тоже непрофессионализм и некомпетентность», — отмечает руководитель ФГУ «Музей войск ПВО» Минобороны России, военный историк Юрий Кнутов.

«Это были первые учения после длительного застоя, после развала Советского Союза. Ни одно звено не сработало — у всех была цель — они обрадовались, что захват мишени произошел, и его надо сбить», — поясняет Айтеч Бижев, в 2001 г. первый заместитель начальника Главного штаба ВВС России, генерал-лейтенант.

Окончательно уголовное дело по факту катастрофы Ту-154 было закрыто в 2007-м за отсутствием главной улики — ракеты, части, которой достать со дна Черного моря спустя столько лет, конечно, невозможно.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей