Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
9 октября 2021, 21:12

Паллиативной помощью в России вот уже 15 лет занимается Фонд помощи хосписам «Вера»

9 октября — Всемирный день паллиативной помощи. Еще несколько лет назад приходилось объяснять, что это такое, если тема неизлечимых болезней вообще возникала. Но нашлись те, кто смог доказать: даже если человека нельзя вылечить, ему все равно можно и нужно помочь. И сделать это может каждый. Последние 15 лет движущая сила паллиативного направления — Фонд «Вера».

Оказавшись дома, столько всего узнал, увидел. Это тебе не койка в реанимации. Из-за болезни десятилетний Максим сам дышать не может, подключен к аппарату ИВЛ. Сквозь механическое дыхание угадывается тихое: «Папа!»

Раньше Максим был привязан к реанимации. Родители дежурили в палате по очереди. Теперь он дома. Здесь свой аппарат ИВЛ, есть запасной — закупила больница. А, главное, мальчишку окружают мама, папа, родные стены, игрушки. Он любит рисовать в планшете, общаться, выучил наизусть стихотворение Чуковского «Краденое солнце».

«Нам говорили, что до девяти лет не доживают. Чуть ли не рекорд на то время был. Рекорд побили уже, будем дальше идти. Помощь пациентам паллиативным, у которых официально нету уже шансов, есть только время, это тяжелый труд», — говорит Евгений Шевченко, отец Максима.

Нельзя вылечить. Но это не значит, что нельзя помочь. Врач-онколог Вера Миллионщикова в середине 90-х стала руководителем выездной хосписной службы. Открыла первый московский хоспис. Сегодня он носит ее имя. Во многом благодаря именно ей появилась паллиативная помощь в нашей стране.

15 лет назад был создан Фонд «Вера». С тех пор, как не стало Веры Миллионщиковой, ее дочь Нюта продолжает дело.

«Паллиативная помощь дает время. На то, чтобы родственник смог быть любящим родственником, чтобы он долюбил, доцеловал, дообнимал. Когда паллиативной помощи нет, родственник вынужденно превращается или в сиделку, или в медсестру, или вообще в борца, который постоянно ищет и требует: «Помогите, мы не можем, нас оттуда выгнали, отсюда вычеркнули, помощи нет». И в этой борьбе теряется время, уходит вот эта самая возможность пройти путь вместе», — говорит учредитель Фонда помощи хосписам «Вера» Нюта Федермессер.

Сегодня помочь может каждый из нас. Прямо сейчас. Взять смартфон и навести камеру на QR-код, который на экране. Или отправить СМС на короткий номер 9333 со словом «Вера» и суммой. Сумма помощи может быть любой.

Доктор без халата. Именно так приходят к пациентам врачи выездной службы паллиативной помощи. Словно просто друзья в гости. Подобрать лекарства, научить родных ухаживать, обезболить. Роман Вдовин — хирург. Теперь работает в паллиативной помощи. Говорит, здесь важно все: и лекарства, и внимание, и слова. Хотя нередко они точно укол, без которого никуда.

«Психология просто лечебного врача, например, к вопросу умирания, это серьезный вопрос. Я сам был таким лечащим врачом. Говорить об этом лечащим врачам дискомфортно, а об этом говорить надо, потому что пока мы не проговорили, пока мы не обсудили с семьей, с пациентом, сохраняется тревожность. Просто незнание рождает тревожность, рождает страх», — отмечает заведующий выездной паллиативной службы «Черемушки» Московского многопрофильного Центра паллиативной помощи Роман Вдовин.

Очень важно, чтобы и пациент, и вся его семья чувствовали: они не останутся один на один с бедой.

«Уже месяц я спокойно могу спать. Я на его лице даже улыбку увидела. Я почувствовала, что мы не одни в мире, что есть такая служба, которая помогает», — говорит Марина Макашова.

«Вы знаете, начал до такой степени жизнь любить, что аж самому… сильно», — говорит Валерий Макашов.

Подарить жизнь на всю оставшуюся жизнь. Так говорят в Фонде «Вера». Сегодня он помогает развиваться региональным благотворительным организациям, поддерживает. Появляются хосписы.

В Уфе строится новое здание. Открыть планируют в следующем году. Здесь будут отделения — и взрослое, и детское.

Для Радмилы Сурначаевой это личная история. В 2008 году не стало ее сына Даниила. Лейкоз.

«Так случилось, что мой сын уходил в реанимации. Очень важный момент, чтобы не было чувства вины. Что они что-то не доделали, что-то не успели, что-то не договорили. Именно поэтому нам нужен хоспис, этот дом, в котором будет не больно, не страшно, дом, полный любви и заботы», — говорит основатель благотворительного фонда «Потерь нет» Радмила Сурначаева.

Сначала она была волонтером в больнице. Так легче. Потом основала фонд помощи детям с тяжелыми заболеваниями. Сегодня вспоминает, как это было тогда, в двухтысячных, когда болел сын. Проблемы с обезболивающими, отчаяние от того, что невозможно помочь, и — словно вакуум.

За эти годы многое изменилось. Благодаря Фонду «Вера», врачам, волонтерам, чиновникам, всем неравнодушным. Была выстроена целая система паллиативной помощи в стране. От создания хосписов и выездных бригад в регионах до серьезных изменений на уровне федерального законодательства.

В стране появилась вся линейка нужных лекарств. А над врачами перестала висеть угроза попасть в тюрьму за малейшую ошибку при работе с обезболивающими. Для этого потребовалось изменить Уголовный кодекс.

Теперь государство закупает лекарства и оборудование для помощи на дому. А в штатном расписании больниц и поликлиник появилась строчка: врач паллиативной помощи. Меняется и отношение в обществе. Говорить, быть рядом, помогать, не отворачиваться и не прятать глаза. Ведь это наша с вами жизнь.

«Мамы нет почти 11 лет, и мне сегодня она приснилась во сне: у нас был обход по хоспису и по центру паллиативной помощи. Я жутко этого боялась, потому что все время думала, что и здесь она будет ругать, и здесь везде какие-то недостатки, везде плохо. Вы знаете, она такая во сне была довольная, мне кажется, она меня в жизни не благодарила, а тут во сне она меня поблагодарила за то, что все работает», — поделилась Нюта Федермессер.

Читайте также: