Участники проекта «Вызов» рассказали о своем путешествии в космос и съемках кино на орбите
Сегодня в Звездном городке дали пресс-конференцию Юлия Пересильд, Клим Шипенко и Герой России Олег Новицкий. Подробности съемок для фильма «Вызов» — научно-просветительского проекта Первого канала, Роскосмоса, студии Yellow, Black and White и Start.ru — и нюансы жизни в невесомости.
А много ли девочек, которые могут похвалиться такими космическими фотографиями? Дочери Юлии Пересильд и дочка Клима Шипенко — одни из немногих офлайн-гостей послеполетной пресс-конференции экипажа. Заранее собранные вопросы от журналистов задают модераторы в студии ТАСС и в Звездном городке. Тут и выясняется, что не так уж они и просты, эти первые шаги на Земле.
Ю. Пересильд: Самочувствие терпимое, немножко заново учишься ходить.
К. Шипенко: Заносило, шатало. Ощущения — да, надо вспоминать.
Другое дело — Олег Новицкий. Он-то и вернул первый в мире киноэкипаж на Землю. У командира за плечами в сумме больше 500 дней на орбите. Ему, конечно, легче, но и подготовку Юли и Клима никак не назовешь поверхностной.
О. Новицкий: У нас прекрасные врачи. Конечно, каждый следующий полет мой организм как-то проще и быстрее помнит это состояние привыкания к земной силе тяготения, и поэтому чувствую себя довольно уверенно. Ну, на поворотах еще заносит.
А куда еще может занести кинокосмическая жизнь? Приняв свой вызов, Пересильд и Шипенко, похоже, готовы лететь и дальше.
К. Шипенко: Мы готовы. Мы за то, чтобы космическое кино снималось в космосе. Если про Луну — то на Луну, про Марс — так на Марс. Почему бы нет, слушайте, почему кино должно в студиях сниматься?
Ю. Пересильд: Полгода в мужском коллективе. Я привыкла, что отвечают за меня.
За подготовкой, стартом, 12-дневной киномиссией на орбите по всему миру следили миллионы глаз тех, кому не знаком взгляд наоборот — из космоса на Землю. И вопрос ведь не просто в картинке, а буквально в перевороте сознания.
Вопрос: Смотрите ли вы теперь на жизнь с другой стороны? Вот Климу хочется его адресовать. Потому что мы, когда работали в прямом эфире, следили за возвращением, мне кажется, Клим, у вас по глазам видно было: «Я увидел что-то такое, что изменило меня в корне».
К. Шипенко: Ну да, это так и было, потому что мой опыт полета был связан со съемками фильма и, конечно, я понял, что космический фильм таким, как я его там снял, я бы его здесь, на Земле, даже не смог бы придумать. Какие-то сцены, которые я представлял себе одним образом на Земле, они совершенно по другому складывались. На Земле, когда ты думаешь про сцену между актерами, ты все равно понимаешь, что вот есть какая-то плоскость и, как правило, ты думаешь, что люди стоят или сидят лицом к лицу. Когда там оказываешься, понимаешь, что совершенно органично людям находиться там лицом к лицу, но один висит вверх головой, другой вот горизонтально находится. А камера еще в третьей плоскости может находиться.
А еще все там находится в непрерывном движении — если крепко не держать.
Ю. Пересильд: Я еще до сих пор все пытаюсь держать в руках; все, что лежит; я пытаюсь все держать в руках на всякий случай, потому что вот это ощущение, что если ты на секунду что-то выпускаешь, оно сразу улетает. Вот поэтому у меня было все приклеено, весь грим. Ну, это, конечно, целая схема была.
Итог — терабайты рабочего материала — многие часы съемок, которые потом превратятся в несколько десятков минут экранного времени. Это для кино. Для космонавтики — бесценный опыт медицинских манипуляций на орбите — кто знает, какой вызов может бросить реальная жизнь?!
Ну и человечество, привыкшее слышать о маленьких и больших шагах, стало как будто ближе к космосу — действительно безграничному. Во всяком случае там, на Международной космической станции границ точно нет вне зависимости от национальной принадлежности экипажа. Европа и Америка буквально за углом, в соседнем отсеке.
Ю. Пересильд: В гости идут со своим. Берут такой мешок, укладываем туда консервы, заранее их греем, везем туда. У ребят очень вкусные десерты, например. В общем, у них своя еда. И так вот, по кругу, летит банка, и все ложечкой каждый из банки пробует. Это такая традиция прекрасная, очень весело всем, очень радостно. Большая космическая семья, никаких границ, никаких стран, еще чего-то. Просто все вместе.
Вот так же, все вместе, 12 октября на станции отметили юбилей Олега Новицкого. А потом был волнительный, конечно, спуск вниз, приземление и встреча. Кстати, сегодня раскрыт секрет оранжевой коробки, которую Клим Шипенко прямо у капсулы передал Константину Эрнсту: это флешка с последними отснятыми на орбите сценами. Так, сказать, ручная кладь. Остальной рабочий материал фильма летел в грузовых контейнерах.
До премьеры еще около года, точной даты пока нет. Ну а вот что точно есть, так это настоящая, земная радость — такую не в каждом кино увидишь, и никакая фотография со скафандром не сравнится с возможностью обнять кому маму, а кому папу. Вот уж для кого эти 12 дней точно не пролетели быстро.
Первый канал вел прямую трансляцию встречи первого в истории киноэкипажа на Земле. Смотрите, как это было: