Британский скульптор передал бюст академика Сахарова внучке великого ученого и нобелевского лауреата
Три десятилетия назад художник мечтал вручить сделанную им скульптуру Андрею Дмитриевичу лично — так был им восхищен. Но судьба распорядилась иначе. А для того чтобы встреча с потомками Сахарова все-таки состоялась, потребовалось целое расследование.
«Я очень рада вас видеть!» — говорит Марина Сахарова.
Ответ сдержанный. Легкая улыбка. Истинный англичанин. Он скрывает свои эмоции, хотя возможности этой скульптор ждал 33 года. Все это время Колин Кембэлл берег подарок для Андрея Сахарова. Бюст отлитый в бронзе. Он мечтал передать свою работу вовремя и даже отправил Сахарову открытку. Открытка теперь хранится в архиве Андрея Сахарова. На одной стороне — фотография, на другой — поздравление с днем рождения.
Это послание, скорее всего, так и не было прочитано. Оно затерялось среди сотен тысяч поздравлений. Письма Сахарову приходили коробками. Писали, без преувеличения, на всех языках и со всего мира.
После смерти нобелевского лауреата открытку нашли. И теперь уже сотрудники архива взялись за поиски английского скульптора. Ему писали. Безуспешно. Колин сменил адрес. Осталась лишь одна подсказка — индекс.
В этом году внучка Марина в честь столетнего юбилея Андрея Сахарова решила отыскать автора открытки. Многочисленные звонки, десятки писем, помощь адвокатов и вот Марина Сахарова едет в город Ньюкасл на встречу с Колином Кембэллом.
«Я не предполагала, что ее удасться найти. Было ощущение, что все концы утеряны и найти это невозможно», — говорит Марина Сахарова.
Ради этой встречи Колин Кембэлл арендовал комнату в местной библиотеке. Колин Кэмбелл всегда интересовался политикой и тогда, в 80-е, Андрей Сахаров стал для англичанина одной из самых значимых фигур.
«Насколько я знаю, он был настоящим патриотом, он хотел для России самого лучшего, и я его глубоко уважаю», — говорит скульптор Колин Кембэлл.
Скульптор никогда вживую не видел Сахарова. Пришлось собирать фотографии из британских газет. Но это нисколько не помешало Колину Кембэллу создать бюст, в котором внучка сразу и безошибочно прочитала такие сложные и такие знакомые эмоции.
«Выражение лица одновременно очень доброжелательное. Видна вся сущность дедушки: человек, который не повышал голос, который с уважением относился к любому собеседнику», — отмечает Марина Сахарова.
Несмотря на радостное событие, Колин Кембэлл все же немного грустит.
«Я очень рад, что это случилось, но при этом мне очень жалко, что этот бронзовый бюст пролежал в коробке больше 30 лет, я бы хотел, чтобы его увидели во всем мире. Это напомнит людям об этом великом человеке», — говорит Колин Кембэлл.
Бюст Андрея Сахарова едет в Россию. Бережность, с которой скульптор прощается со своей работой, говорит больше всяких слов.