Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьЕврейская АОЗабайкальский крайИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаНовости проектов Первого
22 ноября 2021, 15:10

80 лет назад начала свою работу «Дорога жизни», которая спасла блокадный Ленинград

О том, как с помощью «Дороги жизни» спасали блокадный Ленинград, сегодня вспоминают по всей стране. С особым чувством, конечно, в Петербурге. В ноябре 1941-го, пока не ударили морозы и лед достаточно не окреп, на полуторках везли всего по два-три мешка продовольствия. Несмотря на усталость, в темноте, чтобы не обнаружили самолеты люфтваффе, водители совершали по несколько рейсов.

«Мама умерла при мне, умерла от голода: она просто не проснулась», — рассказывает житель блокадного Ленинграда Нина Король.

«Соседки выходят, говорят: "Не буди, мама спит". И накрывают ее пальто», — вспоминает Галина Андреева, житель блокадного Ленинграда.

Их такие похожие судьбы навсегда сплелись в блокадном Ленинграде. Маленькой Гале было 8, Нине – 11 лет. Боль воспоминаний они разделили на двоих. Один и тот же детский дом, эвакуация. В автобусе на «Дороге жизни» притихшие дети не чувствовали страха, только невыносимый голод.

«Мы же все ходили под смертью, мы уже маленькие были как старички, мы все принимали всерьез», — рассказывает Галина Андреева.

В ноябре 1941 года судьба блокадного города решалась на Ладожском озере. Как только стал лед, из деревни Кобона вышли первые полуторки с продовольствием. В это время хлебная норма была уже 125 граммов в день. От тяжелой формы дистрофии умирали защитники Ленинградского фронта. Водители знали: каждые два рейса – это десять тысяч спасенных жизней. За рулем, бывало, сидели сутками.

«Вот едет он по ледовой дороге, и вдруг лед исчезает, он едет по лесу, лето, поют птицы, и перед глазами только вот эта колея. Это чтобы вы понимали, в каком состоянии люди находились», — рассказывает доктор исторических наук, ученый секретарь Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Александр Кутузов.

Ленинградская область, деревня Кобона. Тысячи лиц мужчин и женщин. Портреты водителей на восточном берегу Ладоги. Не всех. Лишь тех, чьи имена известны. Маршруты приходилось постоянно менять, лед уставал и проваливался. У берегов порой его не было вовсе, и тогда грузчики по колено в ледяной воде мешки тащили на себе.

«21 апреля на станцию Кобона пришел состав с луком, в Ленинграде острая нехватка витамина С. Работники взяли по мешку и несли его через озеро, дошли до твердого льда, загрузили на автомобили», — рассказывает директор военно-исторического музея «Кобона: Дорога жизни» Сергей Марков.

За первую блокадную зиму по льду вывезли полмиллиона жителей, доставили в осажденный город больше 300 тысяч тонн груза. Ленинград был спасен, но эти 30 километров «Дороги жизни» для кого-то стали коридором смерти. Над ледяными трассами кружили вражеские самолеты. Сотни машин до берега так и не доехали.

«Перед нами взорвалась бомба, и воронка была большая. Нас высадили, а машина уходила под лед, она за нами ехала. Погружалась долго-долго», — вспоминает Нина Король.

«Молюсь каждый день, поминаю добрых людей, сколько на пути встретилось. Сколько меня поили, кормили, защищали. Вот мы проживаем жизнь за всех тех, кто погиб. И за детишек, и за взрослых, кто защищал», — говорит Галина Андреева.

Две маленькие девочки, вывезенные по «Дороге жизни» подальше от войны, сначала оказались в одном детском доме в Ярославской области, потом их пути разошлись. Они нашли другу друга только после возвращения из эвакуации. Нине Петровне — почти 91, Галине Арсентьеве — 88. Память часто переносит в те дни, когда жадно ели свои первые сытные щи, вместе выступали в хоре и мечтали вернуться домой, в Ленинград.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей