Президент в ходе форума «Россия зовет!» ответил на вопросы о внешней политике и ситуации в мире
Самостоятельная линия на форуме сегодня — внешняя политика. А в ней все последние недели на переднем плане безопасность. А, точнее, угрозы — как реальные, так и надуманные, но это не значит, что они не являются источником больших проблем.
«Россия зовет!» С момента создания форума этот призыв был обращен к иностранным инвесторам, вкладывающим деньги в экономику России. Но еще не было случая, чтобы разговор здесь ограничился исключительно темой экономики. Каждый год президенту, а он здесь главное действующее лицо, приходится отвечать и на политические вопросы.
Тем более что в современном мире политика и экономика тесно переплетены. Взять хотя бы информационные вбросы о будто бы готовящемся вторжении России на Украину. Это оказывает влияние на экономический климат.
В. Путин: О возможном вводе российских войск на Украину говорили еще в начале года. Мы проводили учения «Запад — 2021». Но, как видим, этого не случилось.
А. Костин: К сожалению, такие информационные вбросы, они портят наш рынок. Вот у нас рынок фондовый в этом году вырос больше, чем на треть. Инвесторы, конечно, успешно вкладывали, но только на одном этом информационном вбросе про Украину на 11% рынок упал. Только вот на этой так называемой «новости».
Политическая напряженность проявляется и в отношениях с Западом. Но Россия, по словам президента, лишь вынуждена отвечать на угрозы. Именно отсюда возникают пресловутые «красные линии» как предостережение тем, кто угрожает нашей безопасности.
Вопрос: Где проходят «красные линии» в отношениях России с Западом и НАТО, и к каким последствиям, по Вашему мнению, может привести их пересечение?
В. Путин: По поводу «красных линий». В Польше и Румынии теперь размещены системы противоракетной обороны. А пусковые установки, которые там стоят, Mk 41, на них могут быть поставлены «Томагавки», ударные системы. Но это же становится для нас угрозой, это же очевидный факт, очевидная вещь. На все наши уговоры и просьбы не делать этого что произошло? То, что мы сейчас видим. В ответ мы вынуждены были, хочу это подчеркнуть, вынуждены были начать разработки гиперзвукового оружия. Где эти «красные линии»? Это прежде всего создание угроз для нас, которые могут исходить с этой территории. Если и дальше все будет расширяться, эта инфраструктура, если на территории Украины возникнут комплексы какие-то ударные, подлетное время до Москвы будет семь, десять, а в случае размещения гиперзвукового оружия пять минут. Вот представьте себе. Мы тогда должны будем что-то подобное создать в отношении тех, кто нам так угрожает. Представляете? А мы можем это сделать уже сейчас, потому что мы сейчас испытали и успешно, а с начала года у нас уже будет на вооружении новая ракета морского базирования гиперзвуковая, девять махов. Подлетное время до тех, кто отдает приказы, тоже будет пять минут. Мы куда идем-то? Зачем мы все это делаем? Вот это, создание таких угроз для нас, и есть «красные линии».
Кроме России, гиперзвуковое оружие разрабатывает и Китай. И в разговоре с президентом иностранные участники форума поднимают тему «китайской угрозы».
Вопрос: Вы сказали, что существуют определенные угрозы российской безопасности. А ведь Китай планирует в четыре раза нарастить свой ядерный арсенал. Недавно они провели успешные испытания гиперзвуковой ракеты. В какой момент Россия может начать рассматривать наращивание Китаем военного потенциала в качестве угрозы национальной безопасности?
В. Путин: Меня пугают Китаем, начиная с 2000 года. С тех пор те, кто меня пугал, сами испугались. Ну вот смотрите, Великобритания, Франция объявляют о том, что они планируют и осуществляют планы модернизации своего ядерного арсенала. США от этого страдает? Вызывает это у них озабоченность? Нет. А почему мы должны проявлять какую-то озабоченность в связи с ростом военного потенциала нашего ближайшего соседа, с которым у нас беспрецедентно высокий уровень межгосударственных отношений? Нет, нас это не пугает, потому что мы сами развиваем свой потенциал. Вот вы сказали об испытании Китаем гиперзвукового оружия. Успешно испытание прошло. И мы видели реакцию наших американских партнеров на этот счет. Но мы-то знаем, что американские партнеры чуть-чуть все-таки впереди по созданию гиперзвукового оружия. Они просто об этом не говорят. И никто об этом не шумит. Так же, как никто не шумел о том, когда они испытали противоспутниковое оружие 10 лет назад. И имеют его. А вот Россия провела такое испытание совсем недавно. Шум было на весь мир. Ну, США имеют уже такое оружие, 10 лет назад получило. Поэтому одно дело — публичная риторика, а другое дело — реалии происходящих событий.
Эти реалии сегодня позволяют одним странам навязывать другим свою волю и свой образ жизни, что зачастую приводит к печальным последствиям, расхлебывать которые приходится всему мировому сообществу.
В. Путин: Ровно 10 лет назад, по-моему, весь мир цивилизованный рукоплескал «арабской весне». Ну и где эта «весна»? кроме трагедии, ведь ничего не произошло. А почему? А потому что начали со стороны использовать объективные трудности в некоторых странах для раскачки ситуации, для построения жизни в этих государствах по собственным лекалам. Собственно, то же самое практически, такая же попытка была предпринята и в Афганистане. И чем это закончилось, мы все хорошо знаем. Мы видим, с одной стороны, что наши партнеры говорят «да, мы ошиблись, нельзя было так себя вести в Афганистане», но продолжают так же вести себя в других регионах мира. Ну, помочь афганскому народу. Нужно хотя бы деньги разблокировать, афганские деньги, которые на счетах в западных банках, в США находятся. Надо разблокировать, дать возможность людям хоть элементарные вещи решать. Хотя бы разблокировать целевым образом для решения гуманитарных вопросов. Это не пойдет на оружие. Да и оружие-то в Афганистане уже не нужно, потому что там на миллиарды долларов оружия оставили, бросили просто. Поэтому вот нужно мне кажется посмотреть на шаг вперед.
Еще один вопрос президенту можно назвать уже традиционным — один из иностранных участников поинтересовался у Путина планами на будущее.
Вопрос: Недавно президент Байден объявил, что намерен баллотироваться на очередной срок. Планируете ли вы сделать то же самое?
В. Путин: То, что президент Байден объявил о своем возможном переизбрании, полагаю, что сделал он абсолютно правильно, потому что если сейчас уже начать готовиться к выборам в США, то управляемость страной в значительной степени пострадает. Ну, президент США не нуждается в моих оценках, но думаю, что поступил абсолютно верно. Что касается моих планов, то здесь знаете в чем фокус — фокус в том, что в соответствии с Конституцией я имею право избираться на новый срок, буду я это делать или нет — я сам для себя еще не решил. Но само наличие этого права уже стабилизирует ситуацию внутриполитическую.
А эта политическая стабильность, как известно, благоприятствует и экономическому развитию.