В Театре наций состоится премьера спектакля «Мастер и Маргарита» в постановке Робера Лепажа
Премьера, которая готова взорвать культурную жизнь столицы. На сцене Театра наций бессмертный роман «Мастер и Маргарита» в постановке канадского режиссера. Робер Лепаж, кажется, совершил невозможное: булгаковская магия в обрамлении самых современных технологий и оптических иллюзий. И звезды первой величины — около ста ролей играют всего 13 актеров.
Аннушка уже разлила масло на сцене Театра наций. Считается, что «Мастер и Маргарита» — спектакль, в котором суеверным лучше не играть. Говорят, со многими, кто ставит Булгакова происходит какая-то чертовщина. И эта труппа не исключение. Спектакль, который поставил канадский режиссер Робер Лепаж, готовили больше двух лет. И то, что премьера вообще состоялась, говорят в театре, иначе как чудом не назовешь.
«Спектакль этот не мог выйти в условиях пандемии и работы с канадскими коллегами. Мы репетировали этот спектакль. Потом мы прервали репетиции. Потом должны были лететь в Канаду, ничего не получилось. Начали репетировать по Zoom, что абсолютное безумие. Это же не один человек, не два, нас огромная команда. И потом, когда все-таки решили, что Робер прилетает с командой, локдаун. Но они прилетели. Нас преследует чудо», — рассказывает исполнитель роли Мастера Евгений Миронов.
В спектакле больше сотни персонажей и всего 13 актеров. У каждого по 7-8 ролей. На переодевания порой секунды.
Чулпан Хаматова здесь и официантка, и буфетчик Соков, и гостья варьете, и литератор. Маргариту играть никогда не мечтала. И отказывалась, когда звали в кино.
«Считается, что роли Мастера и Маргариты самые неинтересные в этом романе, потому что они чудес не совершают, они не характерные, они просто несущие конструкции. И вдруг Лепаж вскрыл такую составляющую, которая подняла эти роли на уровень с другими персонажами», — рассказывает исполнительница роли Маргариты Чулпан Хаматова.
Иешуа играет Дмитрий Сердюк — актер, который большую часть жизни мечтал стать священником. Получив роль, рассказывает, стал замечать знаки. Например, ту самую улыбку Иешуа Га-Ноцри, о которой писал Булгаков, увидел перед первой репетицией.
«Это было недалеко от театра. Вдруг на меня обернулся человек и улыбнулся. Причем не предполагалось, что это возможно вообще. И у меня мысль сразу возникла: это для моего персонажа», — рассказывает исполнитель роли Иешуа Дмитрий Сердюк.
На сцене случится, конечно же, и булгаковская магия: объекты будут превращаться друг в друга, парить в воздухе, появляться и исчезать — оптическая иллюзия с помощью стекла и света. Лепаж — режиссер, который ставил шоу знаменитого «Цирка дю Солей». И в этом спектакле, конечно, не без сюрпризов.
«Я подумал: если бы Булгаков делал это сам, какими эффектами он мог бы здесь воспользоваться из того, что существовало в его время. И меня озарило: призрак Пеппера. Старинная технология. Такая конструкция, в основе которой натянутая пленка, которая отражает предметы. Получаются такие фантомы», — рассказывает режиссер Робер Лепаж.
«Как говорил Пикассо, искусство — это ложь, это обман, который позволяет лучше выразить правду», — отмечает Робер Лепаж.
Порой начинает казаться, что на сцене — ламповое кино. Одних только световых приборов — около полусотни. А еще сложнейшие декорации, которые постоянно будут меняться на сцене.
Спектакль будет длиться почти пять часов. Но колдовству, как известно, стоит только начаться.