Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
19 декабря 2021, 21:45

Поправки в УК призваны изменить ситуацию, когда блогеры просто игнорируют законы и правила

Не COVID-19, но тоже крайне опасен. Эта неделя дала повод вновь задуматься: чем грозит обществу другая болезнь. Вирус жестокости и презрения к любым законам и правилам поведения. Его разносят по соцсетям так называемые «стримеры» и скандальные блогеры. Агрессия, издевательства над людьми, даже смерть в прямом эфире.

Один на днях устроил авторалли в торговом центре. Другой — который в страшном ДТП на встречке чуть не убил женщину — теперь ждет нового суда. Приговор, не связанный с лишением свободы, ему отменили.

Сейчас Совет Федерации и Общественная палата работают над поправками в Уголовный кодекс. Ведь угроза реальная. Калечат не только в кадре, на камеру. Но и за кадром — незаметно — сознание тех, кто подобные видео смотрит.

Треш-стрим в буквальном переводе с английского — «поток мусора». Кажется, еще недавно сравнение человеческой деятельности с мусором считалось позорным. Что должно было произойти с сознанием, чтобы люди на полном серьезе решили, будто треш-стример — это звучит гордо?

И где были головы распорядителей этого торгового центра, решивших, что выходка блогера Литвина, лишенного, кстати, водительских прав, станет неплохой рекламной акцией? Потом оправдывались: мол, ролик снимали в нерабочее время, без посетителей, и вообще блогер якобы представил сначала другой сценарий. Если другой, почему на видео ни единой попытки охраны остановить бесноватого молодчика? Более того: охранник то ли не понимает, что его хамски унижает 22-летний юнец, то ли за деньги приказано потерпеть.

Это ведь далеко не самый скандальный его ролик. Блогер врывался на машине в бар, проезжал сквозь витрину. И сколько еще таких праздных прожигателей жизни, ради хайпа готовых с упорством социопатов демонстративно плевать не то что на закон — на элементарные нормы поведения, на жизнь и здоровье окружающих.

«У меня еще внутри спицы, куча железяк, которые нужно вынимать после того, как все переломы срастутся. У нас роли в семье поменялись практически. Муж в семье стал домохозяином, все на нем. А я — как третий ребенок в семье», — рассказывает пострадавшая в аварии с Эдвардом Билом Мария Артемова.

Даже спустя восемь месяцев Мария Артемова еще не восстановилась после страшной аварии на Садовом. На встречную полосу вылетел «Ауди», за рулем которого сидел блогер по прозвищу Бил. Любитель разбивать собственные дорогие машины. В тот раз разбил и чужие, вместе с людьми. На момент аварии имел полтысячи неоплаченных штрафов.

Мария не держит на Била зла. Он все-таки выплатил пострадавшим компенсацию, и суд приговорил его к двум годам ограничения свободы. Прокуратура сочла решение слишком мягким. На днях кассационный суд его отменил, дело пересмотрят.

«Я приглашала Эдварда Била в клуб для инвалидов. Чтоб он посмотрел на этих ребят, которые после ДТП в том числе. Вся жизнь круто меняется у людей. Он принял приглашение. Он был в этом клубе. Посмотрел на этих ребят. На инвалидных колясках. Это у меня еще есть шанс встать на ноги, потому что позвоночник не пострадал. Так не у всех есть этот шанс», — говорит Мария Артемова.

Никакого шанса нет у автоблогера Губденского, что на машине без номеров вылетел на встречку на Кутузовском. Как нет шанса у его пассажира, которого лихач забрал с собой в могилу.

А вот это существо избило и выгнало на мороз практически раздетую девушку, которая в итоге умерла. Прямая трансляция этой жути продолжалась даже тогда, когда приехали скорая и полиция. Шесть лет колонии, хотя по статье могли дать 15. Арестовали и вот этого великовозрастного, уже лысеющего хама, десять минут унижавшего случайную прохожую в парке, а потом пустившего в ход перцовый спрей. Стоит взглянуть на этих смельчаков с другого ракурса после прибытия полиции:

- Ребят, дверь откройте!

- А что случилось?

- Сейчас объясним!

- Что за ситуация? Ребята, я просто ни при чем, все, я сдаюсь.

- Почему я это сделал? Потому что наш работодатель, мы были на работе, это был стрим, мы стримеры, и наш начальник сказал, что надо забрызгать эту женщину.

Пока издевался — по-другому объяснял.

- Мы снимаем стрим. Чем больше эмоций показываем всяких неадекватных, тем лучше для зрителей. Тем больше они донатят.

Зададим себе вопрос: о ком это он? Кому из нас в действительности лучше от обилия неадеквата? Вопрос ведь непраздный: денежные пожертвования, донаты, которые собирают сетевые мусорки, зачастую обеспечивают мусорщикам не то что безбедное существование — красивую жизнь. При том, что мы хорошо знаем, как трудно бывает собрать деньги на лечение ребенка. Как цинично говорят в определенных кругах, «больных детей должно лечить государство». Интересно, сколько из тех, кто так говорит, донатят мусорным блогерам?

«Это как подсматривание в замочную скважину за чужой жизнью, где люди делают что-то такое предосудительное, что в обществе в целом как бы запрещено. Этот интерес, он почти детский. Люди, которые, к сожалению, подсаживаются, начинают быть зависимыми психологически от наблюдения за таким контентом, сами начинают тоже правила и нормы различные нарушать, причем они совершенно искренне считают, как в детстве, что если вот ему можно, то почему же мне нельзя», — поясняет психолог Андрей Зберовский.

Заразительный детсадовский праздник непослушания. Дети, подростки и взрослые с психологией подростков вообще падки на яркую обертку: дорогая машина, дешевая популярность, миллионы рублей и лайков. Не сразу поймешь, что субстанция под оберткой вовсе не шоколад. Тот же блогер Литвин пока вроде никого не покалечил физически, но он, безусловно, калечит мораль своих подписчиков. А это 14 миллионов, которые или не видят в этих выходках ничего безнравственного, или с удовольствием смотрят на безнравственность, жестокость и глупость. Вдумайтесь, 14 миллионов — каждый 10-й россиянин. Эта болезнь заразней COVID-19, им у нас официально переболел каждый 15-й.

«Возникает даже иллюзия, особенно у молодых людей, что они своим действиями создают новые общественные нормы, которые приходят на смену нормам старым. Это очень большая опасность, потому что общество успешно только тогда, когда нормы, принятые в нем, являются общими», — подчеркивает Андрей Зберовский.

Это, кстати, давно поняли на Западе. На том самом Западе, на который мы, порой не без оснований, посматриваем с чувством морального превосходства, мол, у них там падение нравов, BLM, ЛГБТ. Так вот, возможно кто-то удивится: на Западе такого явления, как треш-стримы, практически нет, а за отклонения от норм поведения карают быстро и жестко.

«Возьмем Америку. Кто бы там ни был, если даже величайшие баскетболисты или хоккеисты случайно попадаются при алкоголе или еще что-то, не важно, это исправительные работы, это огромный штраф, это на несколько лет отсутствие прав и так далее. На мой взгляд, у нас недоработка. У нас в то время как законов много, ответственности очень мало, к сожалению», — говорит гендиректор информационно-аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков.

«Административный арест 5 суток или 10, штраф до 100 тысяч рублей, они окупаются с лихвой популярностью. Понимая, что они заплатят 30 тысяч рублей или 50, они просто включают этот штраф в смету проекта, скажем так. Они зарабатывают сотни тысяч и миллионы рублей на этих своих действиях», — отмечает первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич.

Вот как работает действительно суровый закон: немецкого блогера оштрафовали на 24 тысячи евро за оскорбление с сексуальным подтекстом. Кстати, в Германии за оскорбление можно и присесть на годик — другой. В Испании стример угостил бомжа печеньем с зубной пастой: 15 месяцев условно плюс пятилетний запрет на видеоблогерство. В США несколько лет назад под арест попал пранкер, не унижавший людей на улицах, а целовавший их. Другого шутника, решившего изобразить ограбление, без лишних слов пристрелили. За тем, чтобы мусорное видео не кочевало по сетям, следят сами же сети — иначе проблемы с законом. Теоретически он есть и у нас, принят 1 февраля.

Вот только зарубежные соцсети почему-то считают, что исполнять законы «этих туземцев» — ну, то есть наши — можно не спешить. Роскомнадзор из-за этого уже наказывал Twitter, замедляя скорость доступа. Но факт остается фактом: в российском сегменте интернета треш-контент практически не фильтруется.

«Мы давно уже ждем некоего единого цифрового кодекса Российской Федерации, где все было бы в одном документе, там, на 20 страничках, четко, понятно объяснено, что касается блогеров, которые до сих пор так и не наделены правами и обязанностями средств массовой информации, социальные сети должны нести ответственность за тот контент, который они публикуют у себя, равно как и ответственность должна быть у тех деятелей, которые вот это все продвигают», — говорит Александр Малькевич.

Но это, конечно, в том случае, если наши разговоры о ценностях не пустые слова ради самоуспокоения или, хуже того, для галочки, чтоб начальство похвалило. Если речь идет о моральном здоровье общества — тут уж по Мичурину, мы не можем ждать милостей от природы. Либо мы как-то отрегулируем эти потоки токсичного хлама, либо придется смириться с тем, что отравленная помойка станет домом для наших детей.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей