Президент России в ходе визита в Эр-Рияд встретится с наследным принцем Саудовской Аравии
Из Абу-Даби борт номер один отправился в Эр-Рияд. В Саудовской Аравии у Владимира Путина большая программа. Впереди встреча с наследным принцем этой страны Мухаммедом бен Сальманом Аль Саудом.
В глазах большинства россиян Саудовская Аравия — сверхзакрытая, очень далекая нам страна. Но, попав сюда, понимаешь, что это не совсем так. Вот уже несколько лет, с 2019 года, Королевство выдает визы туристам из 40 стран, в том числе и россиянам.
Открываются парки развлечений, где многие женщины ходят с открытыми лицами, что было невозможным еще лет пять назад. Здесь по-прежнему смертная казнь за продажу наркотиков и розги за употребление спиртных напитков, но Саудовская Аравия выходит на новый уровень.
Вот, например, немыслимые всего несколько лет назад наряды. Недавно в Эр-Рияде даже прошел первый в истории страны показ мод. Или разговор мужчины с незнакомой девушкой на улице. В былые времена за это специальная полиция нравов в лучшем случае провела бы со мной профилактическую беседу. Сейчас же на нас никто не смотрит с осуждением, разве, престарелый родственник незнакомки, которая охотно рассказывает о том, почему ее страна так кардинально меняется.
«У нас действует специальная государственная программа Saudi Vision-2030, благодаря которой меняется Королевство, меняются взгляды людей», — поясняет девушка.
Saudi Vision или «Видение» — задумка наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Салмана, решившего кардинально изменить страну к 2030 году. Сегодня он, а не 87-летний король Абдул-Азиз, определяет государственную политику Королевства.
Меняется Саудовская Аравия и внешне, и внутренне. Смягчается законодательство, взят курс на уход от нефтяной зависимости — сегодня основного источника доходов Королевства и всего семейства Аль-Сауд.
Экскурсовод объясняет, чем отличаются саудиты от саудовцев. Саудиты — это все потомки короля Сауда, основавшего государство в 1932 году, то есть правящая элита. Судя по этому древу, их семь тысяч человек. А саудовцы — это простые жители Саудовской Аравии. Именно на них и делает ставку наследный принц Мухаммед бен Салман.
Нефть сделала Саудовскую Аравию богатой. Но к 2030 году страна планирует стать еще богаче за счет развития цифровых технологий и искусственного интеллекта. Чего стоит хотя бы амбициозный проект НЕОМ. Футуристичный, высокотехнологичный город с населением в девять миллионов. Один из так называемых гигапроектов Саудовской Аравии. 170-километровая зеркальная стена, высотой в полкилометра, в пустыне. Внутри — многоярусные улицы, дома и квартиры, учебные заведения, искусственные водоемы и леса, а также транспорт, естественно, экологичный. И крупнейшие в мире научные центры.
Строительство этого города будущего уже началось. Ничего подобного здесь еще не было. Существовал проект небоскреба высотой в километр, но от него отказались. Это в начале двухтысячных здесь была идея переплюнуть соседние, также богатые нефтью, Арабские Эмираты и сделать нечто выше 840-метрового «Бурдж-Халифа» в Дубае. Но от такой пустой гонки отказались в пользу проектов, которые бы не просто демонстрировали богатство, а превращали страну в лидера, прежде всего лидера технологического.
И здесь у наших стран много общего. Россия также стремится к технологическому суверенитету, усиленно развивает собственную науку и уходит от поставок углеводородов в высокие технологии. В Саудовской Аравии мы увидели даже аналог программы Первого канала «Наше все», о товарах, которые производятся в стране. Здесь она с местным колоритом и называется «Сделано в Саудовской Аравии».
Интерес наших стран друг к другу огромен. Глава Российского фонда прямых инвестиций, созданного правительством для вложения средств в перспективно развивающиеся проекты, говорит даже об уникальности отношений с Саудовской Аравией. Еще совсем недавно никаких инвестиций не было. Сегодня в работе 40 крупных проектов и сумма вложенных в них средств достигла триллиона рублей.
По словам Кирилла Дмитриева, в ближайшие два года совместные российско-саудовские инвестиции удвоятся. Рынок Саудовской Аравии — это ключ для контактов со всем Ближним Востоком, который привлекателен для высокотехнологичных компаний из России.
К. Дмитриев: «В том числе компании в сфере искусственного интеллекта, которая делает видеонаблюдение. Компании в сфере онлайн-медицины. И ради других очень технологичных компаний России».
Корреспондент: «Это получается, такое двустороннее движение?»
К. Дмитриев: «Да, мы видим, что и Саудовская Аравия очень активно инвестирует в Россию. В такие знаковые проекты, как дублер Кутузовского проспекта, одна из самых крупных логистических компаний России «ЗапСибНефтехим» — это крупнейший нефтехимический проект компании «Сибур». «Ростех-Сити» — это крупнейшей технопарк в России».
Благодаря этой совместной с Саудовской Аравией работе и строительству проспекта Багратиона в Москве, после запуска которого был разгружен Кутузовский, и инвестициям в новейший нефтеперерабатывающий комплекс в Сибири, который тут же вошел в пятерку крупнейших мировых производителей полимеров, и это в условиях антироссийских санкций, и множества других уже реализованных проектов, в России появилось больше 200 тысяч новых рабочих мест. И это только начало плотного сотрудничества с Саудовской Аравией.
Здесь уже гастролировал Мариинский театр. Прошла совместная выставка с Эрмитажем, который консультирует Королевство, открывающее у себя десятки музеев.
«Наш опыт здесь вполне пригодится. Мы в 2019 году делали выставку, посвященную искусственному интеллекту, вместе с Фондом прямых инвестиций. Эта выставка была в Петербурге. А потом она была показана в Рияде. Это было намного интереснее, чем многие разные европейские штучки».
Это еще одна демонстрация уже наметившегося и все возрастающего технологического прорыва Королевства. Рой из более трех тысяч дронов в небе Эр-Рияда, управляемый искусственным интеллектом и открывавший первую здесь выставку современного искусства.