«Память сердца»: народный мемориал создают на юге России, посвященный тем, кто ждал
Спецпроект Первого канала к 80-летию разгрома нацизма «Память сердца». Сегодня расскажем о народном мемориале, который только создают на юге России. Это памятник тем, кто ждал с фронта наших защитников. Ждал, надеялся и верил.
Рассказывает Гусейн Гусейнов.
На границе России и Азербайджана, среди гор Южного Дагестана, жители маленького села решили построить памятник не только защитникам Отечества, но и всем женщинам — тем, кто долгие годы с фронта ждал своих отцов, мужей, сыновей и братьев.
Идея проекта появилась много лет назад. Автор и вдохновитель родом из села Киче Рутульского района Дагестана Гасангусейн Абулжелилов.
«Многие наши матери участвовали в трудовых фронтах. И вот этот собирательный образ матери российский начинается с этих малых сел. Строя этот памятник, мы отдаем дань уважения не только дагестанским матерям. Это дань уважения всем матерям великой России».
Гасангусейн носит имя своего деда, которого в первые же дни после нападения фашистской Германии призвали на фронт. В 1942 году он погиб под Сталинградом.
В годы войны из маленького высокогорного села численностью всего несколько сотен человек на фронт ушли около 40 мужчин. Больше половины из них так и не вернулись. В память о своих защитниках Отечества в Киче решили построить мемориальный комплекс «Белые журавли». А спустя несколько лет появилась мысль дополнить его статуей скорбящей женщины с ребенком на руках.
Вот так это будет выглядеть, когда завершатся строительные работы. Сестры Нарунгюль и Тават Муртазалиевы, каждой из которых уже больше 80 лет, в будущем памятнике видят образ и своей матери, которая тоже не дождалась мужа с войны.
«Нас троих сестер мать воспитывала, без отца. Очень суровые годы прошли без отца. Босиком ходили в школу, по снегу ходили. Мама нас на спине таскала нас, чтобы ноги не замерзли наши», — вспоминает Тават Муртузалиева.
Поставить на ноги трех дочерей, одной, без мужа, да еще в послевоенные годы, задача непростая. О своем отце они мало что помнят. Что-то рассказывала мать, а что-то рассказал однополчанин.
«Он ему сказал: «Расскажи, если ты останешься в живых, моей жене». Он обо всем нам рассказал. Он верующий был, читал Коран, арабский язык знал. Во время чтения Корана над погибшими вдруг мой отец перестал. Смотрит, он уже мертвый», — рассказывает женщина.
Над самой статуей «Мать и дитя» высотой 3,5 метра сейчас трудятся скульпторы. Постамент и стены, где будут высечены стихи, уже готовы. Их, кстати, выложили из местного речного камня, каждый из которых обтесывали вручную.
Идею создания такого памятника жители села поддержали сразу. Подвиг наших предков не должен и не будет забыт, считает учитель истории сельской школы Сиражудин Ибрагимов. В годы Великой Отечественной войны его отец-фронтовик боролся с нацизмом. То же самое сейчас делает и его сын в зоне специальной военной операции.
«Конечно, горжусь. Он выбрал свою профессию, мой сын. Я сказал ему: если ты выбрал, давай до конца», — говорит Сиражудин Ибрагимов.
Строительство идет уже не первый год. Средства собирает сам Гасангусейн Абдулжелилов. А жители села помогают кто чем может. Автор проекта уверен: до конца юбилейного года памятник «Мать и дитя» обязательно будет готов.