М-72, боец и герой. Доброе утро. Суббота. Фрагмент выпуска от 29.08.2020
Первый тяжелый советский мотоцикл М-72 в годы войны использовали исключительно как легкую бронетехнику. Хотя брони как таковой здесь не было, но зато военный байк оснащали пулеметами и даже минометами. Ну а на крайний случай стрелок мог воспользоваться личным оружием.
М-72 был создан на базе немецкой модели BMW R71. Мотоцикл начали выпускать незадолго до войны, весной 41-го. Для этого привлекли десятки предприятий по всей стране. Головным был Московский мотозавод. А когда враг подошел к столице, его в спешном порядке эвакуировали в уральский город Ирбит.
Мотоцикл с коляской мог перевезти трех бойцов – на багажнике устанавливали еще одно сиденье. Стрелок сидел в коляске и мог прямо на ходу дать отпор врагу из пулемета Дегтярева. А в случае непогоды можно было укрыться брезентовым тентом.
На мотоцикле стоп-сигналы отсутствовали, как и указатели поворотов. Тогда это было не столь важно, как сейчас. Передачи можно было переключать и педалью, и рычагом. На современных байках такого нет и в помине! А вот рычаги управления были обратными. Их концы смотрели не наружу, а внутрь. Такое расположение снижало риск их повреждения при падениях мотоцикла.
С коляской мотоцикл мог развить скорость до 85 км/ч. На 100 километров пути ему нужно было около семи литров бензина – причем любого. В тех условиях выбирать не приходилось.
Починить байк можно было элементарно, при помощи нехитрого инструмента. Обычно он помещался в ящике топливного бака или в небольшом багажнике.
М-72 использовали и в войсках, и на службе в МВД. Похвастаться хорошей маневренностью мотоцикл не мог, зато проходимость была на высоте. И это несмотря на то, что весил советский байк больше 350 килограммов.
За годы войны было сделано почти 17 тысяч таких мотоциклов. И лишь спустя 10 лет военный байк разрешили продавать «гражданским». Правда, с одной оговоркой: все мотоциклы должны были стоять на воинском учете и, если потребуется, по приказу вернуться в строй.