Про космос и про лошадиный круп. Доброе утро. Фрагмент выпуска от 08.06.2016
Чтобы понять, как космос связан с шириной крупа лошади, нужно отправиться… в Италию и посмотреть на знаменитые римские дороги. Римляне замостили дорогами почти всю Европу. После падения империи дороги сохранились. Как и колея, которую выбили колесницы легионеров. Переделывать покрытие европейцы не стали. Начали строить повозки по римским стандартам — чтобы колеса попадали точно в колею.
Длина оси повозки — около 1,5 метров. Столько же места занимают две средние лошади, запряженные рядом. Ширина колеи рассчитана на то, чтобы телега не перевернулась. Такой стандарт применяли по всей Европе и США во время строительства конок. Расстояние между рельсами было почти таким же, как и у колес повозок. А после изобретения паровоза новый транспорт пустили по тем же путям.
А вот в России ширину путей увеличили почти на метр. Чтобы потенциальный враг не смог пользоваться своими вагонами на наших путях. Правда, сделать это смогли не везде. В старых городах улочки изначально проектировали под ширину конных экипажей, поэтому пути там построили узкие. По европейским стандартам.
Михаил Егоров, историк: В Москве была принята железнодорожная ширина колеи, в других городах она была узкоколейная. Например, в таком городе как Таллин (бывший Ревель), Воронеж, Симферополь, Севастополь.
Получается, что круп лошади действительно повлиял на габариты древних колесниц, конки и железнодорожного транспорта. Есть легенда, что шаттл Атлантис пришлось переделывать из-за ошибки инженеров. Якобы, разгонные модули корабля не прошли через железнодорожный туннель, который строили по стандартной колее. Но историки уверяют — ни один инженер не допустил бы такую ошибку.
В любом случае габариты железнодорожного транспорта, трамваев и даже ширина улочек в старых городах, хоть косвенно, но зависят от размера лошадей. Но даже если это не так, эти лошади по-прежнему влияют на технику. Никто не придумал способа лучше, чем измерять мощность в лошадиных силах. И неважно о каком двигателе идет речь — автомобильном или ракетном.