Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Сообщить о технической проблеме

Про космос и про лошадиный круп. Доброе утро. Фрагмент выпуска от 08.06.2016

Чтобы понять, как космос связан с шириной крупа лошади, нужно отправиться… в Италию и посмотреть на знаменитые римские дороги. Римляне замостили дорогами почти всю Европу. После падения империи дороги сохранились. Как и колея, которую выбили колесницы легионеров. Переделывать покрытие европейцы не стали. Начали строить повозки по римским стандартам — чтобы колеса попадали точно в колею.

Длина оси повозки — около 1,5 метров. Столько же места занимают две средние лошади, запряженные рядом. Ширина колеи рассчитана на то, чтобы телега не перевернулась. Такой стандарт применяли по всей Европе и США во время строительства конок. Расстояние между рельсами было почти таким же, как и у колес повозок. А после изобретения паровоза новый транспорт пустили по тем же путям.

А вот в России ширину путей увеличили почти на метр. Чтобы потенциальный враг не смог пользоваться своими вагонами на наших путях. Правда, сделать это смогли не везде. В старых городах улочки изначально проектировали под ширину конных экипажей, поэтому пути там построили узкие. По европейским стандартам.

Михаил Егоров, историк: В Москве была принята железнодорожная ширина колеи, в других городах она была узкоколейная. Например, в таком городе как Таллин (бывший Ревель), Воронеж, Симферополь, Севастополь.

Получается, что круп лошади действительно повлиял на габариты древних колесниц, конки и железнодорожного транспорта. Есть легенда, что шаттл Атлантис пришлось переделывать из-за ошибки инженеров. Якобы, разгонные модули корабля не прошли через железнодорожный туннель, который строили по стандартной колее. Но историки уверяют — ни один инженер не допустил бы такую ошибку.

В любом случае габариты железнодорожного транспорта, трамваев и даже ширина улочек в старых городах, хоть косвенно, но зависят от размера лошадей. Но даже если это не так, эти лошади по-прежнему влияют на технику. Никто не придумал способа лучше, чем измерять мощность в лошадиных силах. И неважно о каком двигателе идет речь — автомобильном или ракетном.

Тематические категории: