Урок иконописи. Доброе утро. Фрагмент выпуска от 12.04.2017
Яичный желток, вода и уксус. На такой эмульсии замешивают все краски для икон. Процесс творения красок – долгий и кропотливый. Сейчас, как и много веков назад, иконы пишут натуральными пигментами. Это перетертая земля или глина. Для цвета брали минералы. Например, на знаменитой Троице Рублева голубой цвет – это лазурит. Уральская охра в зависимости от температуры прокаливания может приобретать все оттенки - от белого до черного.
Все будущие иконописцы на первом уроке пишут пальму. Это один из символов праздника - Входа Господня в Иерусалим. На Руси – верба, во всех остальных православных странах - это пальма.
Сначала краску наносят на промасленную кальку. Потом переводят рисунок на доску и заливают шунгитом. Краски стоили дорого. На Русь они попадали торговыми путями – из Японии, Китая, Италии и Мексики.
Сегодня писать плавью умеет далеко не каждый иконописец. В такой манере творили Рублев и Дионисий. Это очень тонкое нанесение красочного слоя - так чтобы слой накладывался на слой и через верхние слои просвечивали нижние. Иконописец наносит больше десяти полупрозрачных слоев. Благодаря технике плави иконы светятся даже в полумраке храма.
Каждый мастер должен на «отлично» знать агиографию – науку об описании святых. Ведь иконописец не может отступать от строгих канонов. Существует девять положений рук, восемь строений глаз, около шести вариантов изображения носа, три поворота головы. По сути, иконописец не пишет икону, а делает списки – копии – с работ великих древних художников. Но все равно, одна и та же икона у разных мастеров получается по-разному. Создавать ее они могут от пары дней до нескольких лет.