Лишний хлеб: и что теперь? Доброе утро. Фрагмент выпуска от 02.06.2017
Только в один из магазинов каждый день привозят 700 буханок свежеиспеченного хлеба. «В магазине продается стандартный хлеб со сроком хранения до 3-5 дней, - объясняет маркетолог Андрей Арно. - Это определяется ГОСТом и особенностями потребительского поведения». Из 700, как правило, магазин продает 600 буханок. 100 отправляют обратно производителю, а хлебозавод, в свою очередь, возвращает деньги за непроданный товар.
В среднем по стране возвращают 20% хлеба. За год получается около двух миллионов тонн. Если пересчитать в рублях - 60 миллиардов. Сумма внушительная. Это прямые убытки хлебозаводов. Поэтому производители начали повышать цены. Только за прошлый год они выросли от 7 до 12%. При этом на урожай никто не жаловался. «Своя рожь, свой хлеб, своя мука. Цена должны наоборот падать, - считает экономист Юрий Савелов. - Возврат хлеба от 15 до 20% комбинатами был заложен в продажную стоимость». Некоторые хлебозаводы перерабатывают просроченный хлеб. Либо продают его компаниям, которые занимаются утилизацией. Но в переработку тоже нужно вкладывать деньги. Хлебозаводам это невыгодно.
Пекари ратуют за закон, который бы запрещал магазинам возвращать хлеб на завод. Пока же они пытаются сами договориться с торговыми сетями. «Есть одна крупная сеть, которая прекратила возврат, - рассказывает президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. - Все убытки от возврата перекладываются на менеджеров».
С 1 июня этого года такая договоренность будет действовать со всеми крупными торговыми сетями: в пилотном режиме магазины перестанут возвращать непроданный хлеб производителям. Покупатель должен быть готов к тому, что хлеб на полках будет не всегда. Пока действует пилотный режим, и покупатели, и магазины, и хлебопеки оценят все плюсы и минусы запрета на возврат хлеба производителям.