Выставка Зинаиды Серебряковой. Доброе утро. Фрагмент выпуска от 05.04.2017
Проект сезона в Третьяковке. Самая полная выставка Зинаиды Серебряковой, нашей первой профессиональной женщины-художницы. На двух этажах Инженерного корпуса - 200 картин. Необычайно теплых и светлых для времени, в которое были созданы. «Ощущение солнца, французского побережья. Кажется, что ее жизнь была счастливой, - рассказывает заведующая отделом живописи первой половины ХХ века Третьяковской галереи, куратор выставки Татьяна Ермакова. - На самом деле это не совсем так». Ранняя смерть отца, революция, потеря мужа, гражданская война, холод и голод питерских зим с четырьмя детьми на руках. Но в роду Бенуа, где все рождались с карандашом в руках, она не могла заниматься чем-то другим.
Для Заслуженного художника России Ивана Николаева бродить по этим залам - все равно что листать семейный альбом. Его мама, Татьяна Серебрякова, дочь художницы, на многих портретах до середины ХХ. В 1924 году Зинаиде Серебряковой выпал счастливый случай - контракт в Париже. Расставание с семьей затянулось на 30 с лишним лет. Из-за железного занавеса в Европу удалось вывезти только двоих детей. Они же и оказались ее опорой - творчество русской эмигрантки в эпоху абстракционизма современники не особо ценили.
«На самом деле во Франции они жили достаточно бедно, - рассказывает правнучка Зинаиды Серебряковой, член попечительского совета фонда Зинаиды Серебряковой. - Классическое искусство не было востребовано». Тем более что сама Зинаида Евгеньевна свои картины никогда ни во что ни ставила.
Всю эту красоту сохранили дети - главные персонажи ее полотен. И уже для нынешней выставки работы Серебряковой пришлось собирать по всему миру - из больших музеев и частных коллекций почитателей. Франция, Италия, Англия, Марокко - все зарубежные работы в России впервые, пробудут до конца июля, а потом вряд ли еще когда-нибудь приедут.