Свадебные традиции. взгляд из 21 века

Что вы думаете о свадьбе и свадебных традициях? С таким вопросом мы обратились к нашим современникам разного возраста, чтобы понять, что для нас сегодня означает слово «свадьба», какие вызывает эмоции и ассоциации, как мы воспринимаем свадебную церемонию, и что она означает для молодых людей, их родителей и близкого круга их родных и друзей в современном мире. Большинство наших собеседников уверенно называют несколько прочно укоренившихся в жизни как минимум двух поколений их семей свадебных традиций. При этом история некоторых из них насчитывает всего несколько десятков лет, других же — нескольких столетий. При этом далеко не все могут объяснить смысл той или иной традиции, обряда, но при этом считают их важнейшей частью современной свадебной церемонии.

Девичник, выкуп, каравай — самые популярные свадебные традиции

Выходит, наша культура и быт сохраняют преемственность, но суть происходящего зачастую теряется за внешним набором ритуалов и действий. Возможно, поэтому довольно большое число молодых людей в 21 веке старается отгородиться от привычной для их родителей свадебной церемонии, заимствовать популярные обряды из других культур, или даже создавать свои. В этом проекте мы будем разбираться с прошлым и современностью в поисках ответов на вопросы, как мы идентифицируем себя в моменте, который по-прежнему является важнейшим в жизни человека и его семьи, ведь вступление в брак, свадьба — это не только веселый праздник, но и запоминающееся и волнительное событие, связанное с изменения статуса каждого его участника в микро и макросообществе. Идея проекта «Играем свадьбу» — посмотреть на свадьбу как событие в культурно-историческом контексте, показать, какие формы проведения свадебного торжества и почему выбирают наши современники и как свадебные традиции и обычаи народов, проживающих в России, наследуются молодыми семьями в 21 веке.
Букет невесты. Фото: Ксения Бабушкина
Букет невесты. Фото: Ксения Бабушкина
Букет невесты из Удмуртии
Букет невесты из Удмуртии
Букет невесты. Фото:  Дмитрий Воробьев
Букет невесты. Фото: Дмитрий Воробьев
А еще наш проект — настоящий свадебный путеводитель, в котором собраны практические советы для молодоженов и их родных по самым разным, но неизменно востребованным темам: от выбора нарядов для жениха и невесты до организации свадебного застолья, от подборки рецептов праздничных блюд до коллекции лучших свадебных тостов, от обзора необычных свадебных букетов до идей проведения мальчишника и девичника. Почему мы решили посмотреть вглубь истории свадебных традиций и обрядов? Они во многом объясняют нам суть привычных для многих элементов современной свадебной церемонии, помогают понять, в чем изначально заключался, например, смысл выкупа невесты или зачем подружки собирались к невесте на девичник.
А.И. Корзухин. Девичник, 1889
А.И. Корзухин. Девичник, 1889
В.Е. Маковский. Девичник, 1882
В.Е. Маковский. Девичник, 1882
Неизвестный художник. Девичник в купеческом доме (фрагмент), первая половина XIX века
Неизвестный художник. Девичник в купеческом доме (фрагмент), первая половина XIX века
В.Г. Перов. Накануне девичника. Проводы невесты из бани, 1870
В.Г. Перов. Накануне девичника. Проводы невесты из бани, 1870
Ф. С. Журавлев. Девичник в бане, 1885
Ф. С. Журавлев. Девичник в бане, 1885
ВАЖНО: В российской истории в разные периоды и на разных территориях бытовали самые разные, в том числе и кардинально различавшиеся по смыслу обряды и традиции. Так свадьба в Древней Руси, о которых говорят сохранившиеся источники, кардинально отличалась от свадьбы на Руси Православной, в имперской России крестьянская и дворянская свадьбы имели весьма мало общего, в постреволюционной России не приходилось вспоминать о дворянской свадебной традиции, а после коллективизации — и о традиции свадьбы крестьянской. И даже в Советском союзе в разные периоды свадебная церемония менялась весьма существенно. Подробнее об этом можно узнать из научных и научно-популярных источников
Мы же в настоящем проекте остановимся подробно на тех элементах свадебных обрядов, которые можно соотнести с современностью, поскольку проект имеет культурно-просветительские, а не научно-исследовательские цели: старые-новые традиции могут стать действительно запоминающейся частью современного торжества и сделать его событием, во время которого две семьи становятся одним целым, помогут во время подготовки к свадьбе и в сам день торжества новым родственникам лучше узнать друг друга.
М. Шибанов. Празднество свадебного договора, 1777
М. Шибанов. Празднество свадебного договора, 1777
Настоящая статья посвящена в большей степени русской народной (крестьянской) свадебной традиции, поскольку именно она статистически наследуется современными молодоженами в России. Другие статьи и видеоматериалы проекта расскажут о традициях других народов, живущих в современной России.

Свадьба объединяет своих

Почему маму мужа называют свекровь (то есть, своя кровь)? А мужчин, женатых на родных сестрах, свояками? По одной из версий, слово «свадьба» восходит к индоевропейской основе сва, что означает «свой». Вот и получается, что объединяясь, два рода становятся «своими».
Свадьба в Удмуртии
Свадьба в Удмуртии
Сварьбой называли свадьбу во многих российских губерниях — на Урале, в Сибири, на Верхнем и Среднем Поволжье, в Европейской части страны. Связывают такое название с именем Сварога, языческого бога у славян. Именно он должен был «сварить», то есть «сковать» брачным союзом молодоженов. Были и другие названия у свадьбы — свальба (сваляться — вступить в любовную связь) а еще — веселье, гулянье, игрище, радость. И хотя сейчас мы употребляем именно слово свадьба, ассоциации возникают и с другими названиями, бытовавшими у наших предков.

СвадебныЙ СЛОВАРЬ

Свадьба
Свадьба
Семья
Семья
Брак
Брак
Жених
Жених
Муж
Муж
Жена
Жена
Невеста
Невеста
Фата
Фата
Дружка
Дружка
Сват
Сват
Сваха
Сваха
Свекор и Свекровь
Свекор и Свекровь
Тесть и Тёща
Тесть и Тёща
Девер
Девер
Золовка
Золовка
Шурин
Шурин
Своячница и Свояк
Своячница и Свояк
Зять
Зять
Сноха
Сноха
Невестка
Невестка
Отчим
Отчим
Мачеха
Мачеха
Пасынок
Пасынок
Падчерица
Падчерица
Кресный родитель
Кресный родитель
Кум
Кум
Кума
Кума
Список литературы
Список литературы
Свадебные ритуалы складывались столетиями, каждый из них заключал в себе вполне определенный смысл. Со временем многие обряды ушли в прошлое, потому что изменились ценности, уклад жизни. Сегодня, конечно, никому в голову не придет по-настоящему «оплакивать» невесту, ведь в отличие от девушек, выходивших замуж, например, в 17 веке, наши современницы не прощаются с родительской семьей, со своей красотой и свободой. Однако использовать в современной брачной церемонии элементы этих обрядов вполне возможно — они станут для невесты поводом сказать слова благодарности и любви родителям, поговорить по душам с подругами. Как организовать свадебное торжество, разнообразив, украсив его элементами народных традиций, мы расскажем в проекте «Играем свадьбу».Свадебные агентства предлагают обычно стандартный сценарий: выездная регистрация брака, прогулка и фотосессия, банкет с конкурсами, первый танец молодых, бросание букета невесты и свадебный торт как гвоздь программы. Но что, если можно разнообразить главный день в жизни молодых свадебными обрядами наших предков?

девичник и мальчишник

Сегодня девичник — это отличный повод собраться с подругами и с огоньком отметить последний день «свободной» жизни. Столетия назад на девичнике было не принято веселиться. Накануне свадьбы мать и подруги оплакивали невесту, так как она навсегда прощалась со своей девичьей жизнью, свободой и «родом-племенем». В этот день было принято печь свадебный хлеб, расплетать девичью косу невесты, мыть невесту в бане, прощаться с девичеством, символом которого была «красота».
Свадьба в Карелии. Девичник
Свадьба в Карелии. Девичник
СОВЕТ: Предлагаем обратить внимание на обряд «прощание с красотой», который можно легко интегрировать в современный девичник.
Символами красоты традиционно могут быть одежда или девичий головной убор невесты, букет цветов, пучок колосьев, свадебное деревце — елочка, ветка березы или калины. Деревце украшали бусами, лентами, кусочками ткани, прикрепляли куколку, птичку в гнездышке, выпеченную из теста - любые символы девичества.
Приготовленную «красоту» выносили полюбоваться, обращались к невесте со словами «Как елочке не бывать больше зеленой, так и тебе не бывать больше в девках». После любования красотой невеста решала, кому ее передать. Одежду или головной убор она могла подарить подругам, деревце оставить на память в родительском доме. Бытовала традиция продавать красоту дружке. Еще один обряд бытовал практически в каждой местности — невесту накануне свадьбы мыли в бане. Начиная новый этап жизни, девушка должна была оставить все нечистое. Для подготовки к венчанию в православной традиции мытье в бане также было обязательным — таинство бракосочетания требовало очищения телесного и духовного.
Свадьба в Карелии. Девичник
Свадьба в Карелии. Девичник
СОВЕТ: Поход невесты и подруг в баню также может быть идее для проведения современного девичника. Путь невесты в баню разметает ближайшая подруга невесты — «распахивает дорожку». Подруги парят невесту березовым веником, в который добавляют веточки фруктовых и ягодных деревьев и кустарников, чтобы в бане разливался приятный аромат, и желают плодовитости
А был ли мальчишник? Во многих селах для жениха также топили баню, но символического смысла, кроме очищения накануне венчания, в этом не было.
После бани обычно устраивалось застолье. Если, в зависимости от местной традиции, это была прощальная пирушка жениха с его холостыми друзьями, то после жених в той же компании. отправлялся в последний раз погулять холостым. Если это было застолье для родственников, то главного героя усаживали на пуховую подушку или овчину в знак благополучия и достатка.

утро невесты

Утро невесты перед свадьбой — особая традиция. Сейчас это большое и веселое мероприятие с приглашением на дом или в гостиницу визажиста и стилиста, обязательная фотосессия с подружками, часто в одинаковых халатах или пижамах. Многие невесты снимают короткие видео для социальных сетей.
У молодых девушек XVII-XIX веков, конечно, не было смартфонов, чтобы запечатлеть свое утро невесты, однако ее также собирали и наряжали в окружении подруги.
К. Е. Маковский. «Под венец», 1884
К. Е. Маковский. «Под венец», 1884
Различие состоит в том, что для нее утро несло трагический оттенок — она прощалась со своим домом и родными. Невеста должна была пойти под родительское благословение. Произносилась общая молитва, а потом отец брал в руки икону, мать — хлеб-соль, и со словам «Бог благословит!» начинали ритуал. Отец трижды крестил склоненную голову дочери иконой, то же самое делала мать, но уже хлебом-солью. После невесту сажали на почетное место за столом, где она дожидалась жениха.
СОВЕТ: Если современные молодожены и их родители считают важным благословение перед свадьбой, обратите внимание на следующее: и жених, и невеста получают благословение каждый у своих родителей до свадьбы. В день свадьбы родители и жениха, и невесты благословляют молодоженов иконами, которые выбирают для них сами — это могут быть иконы Христа и Богоматери или родители могут выбрать другие иконы, которые после благословения хранятся в новой семье. Лучше благословить молодоженов до начала застолья.
Подробнее о православном взгляде на брак, о таинстве венчания и подготовке к нему можно прочитать на официальных сайтах Русской православной церкви, либо ресурсах, получивших гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви»

утро жениха

Утро жениха начиналось со сборов свадебного поезда. Наши предки свадебную процессию жениха называли «поездом» или «дружиной» , а ее участников — «поезжане» или «свадебники», «приборяне», «бояры званые», «провожатые». Устраивался пир, на котором собиралась вся деревня. После застолья жених получал благословение родителей и крестных. Утро проходило весело и громко. Затем жених выходил из дома, а вслед за ним и весь свадебный поезд.
Свадьба в Удмуртии
Свадьба в Удмуртии

Свадебный поезд, он же — кортеж

Сейчас многие свадьбы не обходятся без свадебного кортежа. Часто машины украшают цветами и лентами. Молодожены, фотографируясь, зачастую совершают круг почета по памятным местам.
Так ли нова эта традиция? Раньше свадебный поезд специально проезжал длинной дорогой, чтобы запутать злых духов, а заодно оповестить весь народ о радостном событии. Уберечь от нечисти на пути к церкви должен был и звон бубенцов. Сегодня гудки свадебного кортежа вряд ли кого-то отпугнут, но точно привлекут всеобщее внимание.
Жители деревень устраивали поезду преграды: запирали въездные ворота, перегораживали путь и т.д. Поезжане откупались от них пивом, конфетами, орехами и пряниками.
Зимой поезжане отправлялись на санях, осенью в бричках, запряженных жеребцами. Сбрую украшали серебряными или латунными изделиями, к дуге привязывали разноцветные ленты, колокольчики, на шеи лошадей — ожерелье из бубенцов. Поезд мог состоять из 20-30 подвод.
Свадьба в Удмуртии. Кортеж
Свадьба в Удмуртии. Кортеж
Почему так важна была раньше и до сих пор сохраняется традиция публично, «на весь мир» сообщать о свадьбе как событии? Почему украшенные лимузины или конные повозки в стиле ретро пользуются популярностью в 21 веке? А молодожены объезжают все значимые места в своих городах, делая фото и, безусловно, привлекая всеобщее внимание?
Свадьба была и остается событием, значимым не только в личном, но и публичном, общественном контексте — предъявляя себя «миру» в новом качестве, молодожены, осознанно или не очень, получают одобрение своего нового статуса, новой роли. Получается, что даже когда мы не помним смысла древней традиции, она продолжает оставаться с нами.

Дружка, свидетель, шафер, тамада

Сейчас очень часто невесты для организации свадьбы заказывают услуги организатора свадьбы и ведущего. Раньше эти две роли выполнял дружка, самый близкий дружок жениха. Именно дружка возглавлял свадебный поезд, отвозил жениха и невесту в церковь. Он же был заводилой во время застолья.
В Советском Союзе с середины 50-х и до 2000 года при регистрации брака в ЗАГСе необходимо было присутствие свидетелей, которые вслед за женихом и невестой расписывались в официальных документах. Возникла традиция украшать этих участников церемонии лентами с надписями «Свидетель» и «Свидетельница». Часто свидетель со стороны жениха брал на себя роль дружки или тамады — активно участвовал в организации свадьбы или даже вел ее.
С 2000 года присутствие свидетелей при официальной регистрации брака не обязательно, но раз уж традиция просуществовала так долго, почему бы и сейчас не предложить брату или лучшему другу жениха стать дружкой и взять на себя часть функций, что, конечно, сделает событие теплее — ведь близкий друг или родственник уж точно знает и историю знакомства молодых, и их предпочтения и желания.
К примеру, без преувеличения главной была роль дружки в популярной и сегодня традиции выкупа невесты.
Свадьба в Удмуртии
Свадьба в Удмуртии

выкуп невесты

Когда свадебная процессия приближалась к дому невесты, девушки закрывали на замок ворота или входную дверь. Между ними и дружкой проходили шуточные разговоры — это было веселое словесное состязание. Когда жениха пускали в дом, то он должен был выкупить место за столом, чтобы сесть с невестой. Жених отгадывал загадки и отдавал девушкам деньги.

подарки

Дарение подарков делилось на несколько этапов. Сначала их вручали жениху сразу после выкупа. Невеста обходила гостей, предлагая вино и подарок. Сейчас многие молодожены также дарят подарки гостям, называя их бонбоньерками. Это свадебная европейская традиция, когда гостям дарят коробки с конфетами.

приданое

В венчальный день в дом жениха перевозили приданое невесты. Туда обычно входили постельные принадлежности, полотенца, скатерти, половики, женская одежда и обувь, домашняя утварь. В зависимости от достатка могли включить и шубу, шерстяные платье и так далее. Приданое становилось личным имуществом женщины.
Свадьба в Удмуртии. Приданое невесты
Свадьба в Удмуртии. Приданое невесты
Одарив всех поезжан, невеста подносила две рюмки вина жениху. Жених чокался с невестой, стараясь, чтобы вино из его рюмки перелилось в рюмку невесты. Это должно было обеспечить главенство в дом. После выкупа жених одаривал и невесту.

венчание

Со времен Российской империи (17 век) для православных венчание в церкви было обязательным и являлось единственной формой юридической регистрации брака. Невенчанный брак считался незаконным а родившиеся в таком браке дети — незаконнорожденными и не получали наследства.
Не венчали в субботу, вторник и четверг, поскольку брачная ночь приходилась бы на канун постных дней (среда и пятница) и воскресный праздничный день. Лучшим днем для венчания была первая половина дня Светлого христова Воскресенья. Не проводили венчание также все дни многодневных постов и двунадесятых и престольных праздников, праздников были запретными для венчания.
Н. П. Богданов-Бельский. «Венчание», 1904
Н. П. Богданов-Бельский. «Венчание», 1904
СОВЕТ: Если вы хотите восстановить свою родословную, то вам помогут оцифрованные российскими архивами метрические книги, в которые с 1779 года священники в обязательном порядке вносили данные невесты и жениха. Регистрировались не только браки, но и рождение детей, а также смерти прихожан. Родословная семьи может стать прекрасным подарком на свадьбу и стать семейной реликвией, которая передается следующим поколениям.
В 19 веке в начале обряда проходило обручение — жених и невеста давали свое согласие на брак и обменивались кольцами. После чего священник благословлял новобрачных, а на их головы надевали венцы. В заключении обряда молодые выпивали вино из одной чаши и троекратно обходили аналой.
Таинство венчания в Православной Церкви и сегодня сегодня проводится по этим канонам. Принять таинство венчания могут христиане, зарегистрировавшие брак официально, и только по взаимному согласию. Все о таинстве венчания и подготовке к нему можно прочитать на официальных сайтах Русской православной церкви.

Свадебный пир и «Горько!»

После венчания молодые отправлялись в дом жениха, где родители благословляли их иконой и хлебом. После каравай бережно делили за столом.
Свадьба в Ярославле. Каравай
Свадьба в Ярославле. Каравай
ВАЖНО: Сейчас зачастую родители ждут молодых с иконой и караваем перед банкетом, возникла традиция «кто откусит больший кусок, тот и будет хозяином в семье». Следует подумать, уместно ли такое состязание с использованием священного хлеба, которым только что благословляли молодых.
Руководил свадебным пиром дружка. Новобрачные не могли прикасаться к еде и питью, им не полагалось плясать и даже разговаривать между собой.
Во время свадебного застолья новобрачные должны были целоваться. Это происходило в игровой форме. Например игра могла строиться таким образом : «Тут идет поздравление, наливают водку и говорят: „Законным браком! Горько!" Тогда жених и невеста встают и целуются. Гости кричали «горько!» не только ради того, чтобы сблизить жениха и невесту, но и чтобы подсластить водку, которая будто бы оказалась горькой.
Свадьба в Удмуртии
Свадьба в Удмуртии

«Из девицы в молодицу!»

Символический переход от девичества к статусу замужней женщины сопровождался сменой головного убора, покрывавшего волосы невесты. Во время ритуала звучала повивальная песня.
Свадьба в Удмуртии.  Свадебное застолье
Свадьба в Удмуртии. Свадебное застолье
СОВЕТ Вы можете вспомнить эту интересную традицию и во время банкета поменять не только платье, как сейчас модно, но и головной убор. Раньше заплетали две косы и прятали их под кокошник, сороку или повойник.
Завершался свадебный пир проводами молодых на брачную постель. Застолье продолжалось и на следующий день. Третий день свадьбы включал в себя взаимные визиты родственников новобрачных. В этот день проходили игры, пляски, устраивались пирушки.

Многоукладность или микс культурных традиций

Почему в своих глубинных воспоминаниях о том, что такое свадьба, и в размышлениях, как сегодня организовать современный свадебный ритуал, мы в большинстве своем вспоминаем именно эти ритуалы и традиции?
Как отмечают исследователи — антропологи, культурологи, филологи (фольклористы), безусловно, все эти обряды пришли к нам из крестьянской свадьбы. Почему? По простому статистическому анализу большинство из нас — потомки крестьян, ведь к началу 20 века в Российской империи крестьян проживало более 80%, около 10% составляли купцы и мещане, 1,2% — дворяне, 1% — священнослужители всех конфессий. К концу 20-х годов 20 века крестьянская свадебная традиция была практически полностью уничтожена в результате коллективизации, раскулачивания и введения нового законодательства о семье и браке.
Однако, как мы видим, и спустя 100 лет, отзвуки крестьянского быта все еще сильны и проявляются в нас и современных представлениях о свадебном ритуале.
Свадьба в Татарстане. Подготовка
Свадьба в Татарстане. Подготовка
В то же время на наше представление о ценностях, традициях и ритуалах огромное влияние оказала школьная программа по литературе, преподававшаяся четырем поколениям советских граждан. Русская литература 19 века описывала, по преимуществу, дворянскую культуру и быт, поскольку и создавалась представителями этого класса, сословия. Именно русская литература формировала наше восприятие романтической любви как основы семейного союза, хотя для крестьянского, да и иных сословий, свадьба к любви практически не имела отношения. О влиянии дворянской культуры и русской литературной традиции на наше восприятие темы брака, семьи и свадьбы мы также поговорим в нашем проекте.