Участник фестиваля «Золотая маска» — балет «Щелкунчик» в нашумевшей трактовке Михаила Шемякина
Новый "Щелкунчик" Мариинского театра уже стал событием нынешней "Золотой маски". Хотя бы потому, что впервые, говоря о балете, ему присваивают имя не хореографа, а художника-постановщика. Это - "Щелкунчик" Михаила Шемякина, и танцы в нем - далеко не самое главное.
Не из-за них вот уже год в Мариинке ажиотаж накануне каждого спектакля, а столичные театралы на "Золотой маске" так и не смогли обнаружить в кассах билеты. Те же, кому все-таки повезло попасть на показ "Щелкунчика" в Большом, действительно были потрясены. Современные декорации на театральной сцене создавали эффект причудливой компьютерной графики. Волшебник уносился в Карамельный город с помощью киноэкрана, а грызуны Крысиного царства больше напоминали героев веселого карнавала, чем сказочных злодеев. А знаменитая сцена "Вальса снежинок", превращенная Шемякиным в зловещий хоровод мистических сил, вот уже год не дает покоя балетным критикам. Михаил Шемякин, художник: "Все, конечно, были шокированы - что за черный снег, такого не бывало. Но эффект получился, мне кажется, довольно интересный. Тем более что это невеселая музыка. У Чайковского и в заметках Петипа написано, что это нападение снежной бури и попытка умертвить Машеньку и Щелкунчика".
Критиков своей концепции Шемякин отсылает к Гофману, напоминая, что всего лишь попытался впервые возродить на балетной сцене его сказку о Щелкунчике.
Михаил Шемякин: "Спектакль является гротескным и в этом отношении следует самой идее Гофмана, который большим оптимистом не был".
Одного не могут оправдать идеи немецкого мистика - банальность хореографии. 24-летний танцор кордебалета Кирилл Симонов, впервые осваивающий ремесло балетмейстера, ограничился эффектными шествиями, пантомимой и расхожими элементами "свободного танца". Впрочем, среди номинаций, на которые выдвинут новый "Щелкунчик", работа хореографа и не значиться.

