Родственникам тяжелобольных людей разрешат посещать их в палатах интенсивной терапии
Важный вопрос, который был задан Президенту, волнует людей, чьи родственники находятся в палатах интенсивной терапии. Особенно остро стоит вопрос о больных детях, к которым не пускают родителей. При этом прямого запрета в законе нет. Все решает руководство конкретной больницы, а часто и отдельный врач. Президент поручил Минздраву выработать общие правила.
Когда сын заболел, её жизнь превратилась в сражение за право быть рядом с ним. Ребёнок - ему не было и годика - лежал в реанимации, маму к нему не пускали врачи. После споров, писем и консультаций с юристами всё, чего удалось добиться, 15 минут на свидание в день, которые в итоге не успели сложиться и в пару часов.
«Он умирал в больнице, это было всем понятно, известно, и шансов никаких не было. Но даже в такой ситуации, когда речь идёт о том, чтобы родителям просто зайти попрощаться, понимая, что отсюда ему уже не выйти, всё равно родителей не пускали», - рассказывает Надежда Пащенко.
Посещать родных в реанимации закон не запрещает. Но когда, на какое время и на сколько близких родственников пускать - не прописано нигде. На деле это приводит к тому, что вопрос решается по личному усмотрению главврача или завотделением. Чаще - не в пользу пациентов.
«Родителям много не надо, мы были согласны даже просто стоять рядом с ребенком, при необходимости даже что-то для ребеночка сделать, провести какие-то манипуляции, мы готовы были выходить, не мешать никаким образом», - рассказывает Светлана Закаблуцкая.
История Сони - наглядное доказательство того, что когда жизнь на грани, любовь способна творить чудеса. Девочка с синдромом Дауна и тяжелейшим заболеванием лёгких, по прогнозам врачей, была практически обречена. Но мама и папа, которых тоже редко пускали в реанимацию, собрали деньги на аппарат - он помогал дышать и в больнице - и рискнули забрать дочку домой. Теперь те же врачи удивляются, что вдох и выдох для Сони - обычное дело, трубки подключают только, когда она спит. Её пример, конечно, исключение.
Большинству из тех, кто попал в реанимацию, условий дома не создать. Но у родственников должна быть возможность быть рядом.
О проблеме рассказал президенту во время прямой линии Константин Хабенский. Актёр помогает детям с тяжёлыми заболеваниями головного мозга.
«Я тоже понимаю, что главврачи и директора хотят, чтобы было и стерильно, и всё по порядку, тем не менее, иногда доходит до сумасшествия. Получается ситуация такая, что родственники бегают, тратят нервы, итак попав в сложную ситуацию, собирая какие-то справки и думая, не придумают ли за ночь ещё что-либо», - рассказал Константин Хабенский.
Владимир Путин тогда пообещал обсудить вопрос с министром здравоохранения. И сегодня вышло поручение - оказать методическое сопровождение. Другими словами, условия допуска или недопуска родных к пациентам должны быть чётко определены Минздравом.
«Безусловно, мы будем исходить из того, что пациенту должна быть предоставлена максимальная возможность быть посещённым родственниками. Данные рекомендации будут включать в себя и действующие санитарные нормы, и рекомендации медицинским организациям, каким образом правильно обеспечить посещение. Будет учтён как зарубежный опыт, так и наилучший опыт, который имеется в нашей стране», -пресс-секретарь Минздрава РФ Олег Салагай.
Один из таких примеров - Первая градская больница имени Пирогова в Москве. Здесь говорят, главное правило: всегда идти пациентам и их родным навстречу. Бывали случаи, когда посещение разрешали и ночью. Если речь о комфорте соседей по палате, то можно поставить ширму. Если больной в сознании и сам не готов никого видеть, врачи помогут связаться с семьей по телефону.
«Мы стараемся выстроить регламент таким образом, чтобы все общение приходилось на вторую половину дня. Удовлетворить родственников, дать им возможность пообщаться с больным, но чтобы все это общение никак не нарушало лечебный процесс», - отмечает заместитель главного врача по анестезиологии и реаниматологии ГКБ №1 им. Н.И. Пирогова Денис Проценко.
Эксперты уверены: присутствие родственников в реанимации - ещё и дисциплинирует медперсонал.
«Это не значит, что в отсутствие родителей всё плохо, безобразно и неправильно. Тем не менее, когда рядом есть ещё одна пара глаз, причём, глаз очень пристрастных, которые очень внимательно наблюдают за тем, что происходит, всё-таки это совсем не лишне», - считает директор благотворительного фонда Карина Вартанова.
К тому же родственники вполне могли бы помогать медперсоналу в уходе за больными, если их обучить элементарным навыкам.
Возможность, о которой, как стало известно, в Минздраве подумают тоже. Методические рекомендации здесь должны разработать до 1 июля.

