Мировая премьера новейшего пассажирского лайнера российского производства состоялась в Иркутске
Сделано в России, но не только для российского неба и расстояний. Мировая премьера пассажирского лайнера, за которым уже стоят в очереди наши и иностранные авиакомпании, состоялась в Иркутске. За выкаткой, как это называют специалисты, на месте наблюдал корреспондент Первого канала.
Он появился под звуки рояля, на котором сыграл Денис Мацуев. Магистральный самолет XXI века имени легендарного авиаконструктора Александра Яковлева МС-21. Мировая премьера.
От маленькой модели до реального самолета – считанные годы. МС-21 называют «лайнером мечты», аналогов которому сегодня просто нет. Инновационые технологии не только в конструкции и даже его дизайне – главное спрятано внутри.
«Это борт, отвечающий самым современным требованиям, и, что важно, борт впервые на современных гражданских судах синтегрирован российскими компаниями, то есть ядро вся вычислительная система наша, и мы благодарны тем нашим партнерам иностранным, которые принимали участие, но увязка борта наша, и под это мы создали специальный центр», - рассказал президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь.
Конструкторам удалось создать оптимальную форму носовой части и обтекателей таким образом, чтобы сделать самолет наиболее устойчивым в небе. Новые двигатели уменьшат расход топлива, снизят уровень шума и выброс вредных веществ. При этом дальность МС-21 на 600 километров больше, чем у конкурентов. По задумке конструкторов, он должен заменить устаревший советский Ту-154 и потеснить зарубежные аналоги «Аэробус-320» и «Боинг-737».
Новый самолет по большинству показателей превосходит своих конкурентов, и дело тут в деталях. Например, если фюзеляж самолета традиционно алюминиевый, то хвост и крылья - из особых аэрокомпозитных материалов. Эти элементы еще называют «черным крылом» из-за естественного цвета изделия. Это, по сути, сверхпрочный пластик. Во время производства с него буквально пылинки сдувают, чтобы не нарушить технологию. Такое крыло дешевле, а главное - легче. Все это сказывается на аэродинамике и безопасности. Он может свободнее парить в воздухе, снижая нагрузку на двигатели.
В 2015 году в рамках авиасалона «Макс» первый фюзеляж был представлен президенту. Сегодня на выкатке МС-21 присутствовал Дмитрий Медведев. Он отметил значимость проекта и его уникальность на рынке авиаиндустрии.
«Круто, что можно сказать! – восхитился глава правительства. - Новые проекты в авиастроении по вполне понятным причинам дело совсем недешевое; вообще, государств, у которых развито авиастроение, их очень немного; это, что называется, высшая лига; и мы ни в коем случае не должны из этой высшей лиги исчезнуть, поэтому мы работаем на перспективу и будем и дальше обновлять парк российской гражданской авиации».
Планируется выпускать две модели. МС-21-200, рассчитанный на перевозку от 132 до 165 пассажиров, и МС-21-300. Он сможет разместить на борту до 211 человек. При этом сегодня уже подписаны 175 контрактов на поставку самолетов как в Россию, так и за границу. В цехах уже идет сборка новых лайнеров.
Фюзеляж второго МС-21 планируют закончить уже в конце июня, после чего отправят в ЦАГИ в Жуковский. Там проведут статические испытания. Проверка на прочность, герметичность, нагрузки на крыло. Его попытаются в буквальном смысле сломать, чтобы узнать максимальные возможности нового самолета. На обшивку установят специальные датчики, которые проверят каждый сантиметр.
Ожидается, что обслуживать самолет в аэропортах технические службы смогут гораздо оперативнее. Его подготовка к полету за счет оптимизации систем займет меньше времени. Салоны просторнее, а, значит, пассажиры смогут быстрее совершать высадку и посадку.
«Мощность двигателя тоже очень хорошая, и этот проект позволил поддержать отечественного производителя в изготовлении наших новых, современных авиационных двигателей», - отметил ведущий специалист Иркутского авиационного завода Максим Жердев.
Годы испытаний и новых конструкторских решений. Про МС-21 уже сейчас говорят как о будущем не только российской, но и мировой авиации. Испытания нового самолета продолжаются. Сейчас он проходит сертификацию в рамках международных стандартов. В небо этот красавец должен подняться уже в конце этого года. Серийное производство планируют начать в 2017 году.
«Мы построили первый суперсовременный самолет. Я, например, лично очень рад!», - делится президент корпорации «Иркут», генеральный директор и генеральный конструктор ОКБ им. А. С. Яковлева Олег Демченко.