Воздушный праздник в честь общей победы: под Парижем чествуют полк «Нормандия-Неман»
Пилоты полка "Нормандия-Неман" в годы Великой Отечественной помогали нашим летчикам бить фашистов. Боевые вылеты они совершали на советских истребителях. Легендарные Яки были в небе и сегодня.
Рев мотора в небе, стрельба на земле. Союзники с двух флангов атакуют фашистов. Враг повержен — немцы сдаются. Редкая для западного зрителя версия : победители — советские войска, а не американские.
Боевые самолеты Второй Мировой взмывают в небо. Эти Яки, на которых сражались летчики «Нормандии-Неман», не отремонтировали, а отреставрировали. Детали самолетов только родные.
Для него это лучшая машина. Свой Як-3 французский пилот-любитель привез из Америки, где он стоял в ангаре. На вопрос, что значит летать в небе на таком самолете, слова пилот находит с трудом.
«Нет слов, что значит быть в небе за штурвалом этого самолета! И это, поверьте, совсем не сложно. Он мощный, но легкий в управлении», - говорит Жорж Шено.
Реконструкция вылетов легендарного полка "Нормандия-Неман". Французская авиационная эскадрилья состояла из добровольцев. За годы войны летчики совершили больше пяти тысяч вылетов и одержали сотни побед.
Музыка военных лет, кинопроектор, граненые стаканы — здесь обстановка и атмосфера воспроизведена в деталях. Столовая. При аэродроме здесь обедали только офицеры, и при каждом офицере была подавальщица.
"Официанток тогда не было. И чтобы предстать перед Францией и французскими офицерами в лучшем свете, у каждого стола была такая девушка", - рассказали корреспонденту.
"Я горжусь этой славно страницей истории страны. Я реконструктор, не пилот, хотя на мне форма пилота. Я здесь, чтобы отдать дань уважения полку "Нормандии-Неман», - сказал Ришар Шевалье.
Привал. У палаток французы и русские кружат под «Калинку» и наматывают портянки. Получается с трудом, но в том и смысл — прочувствовать. И попробовать — для всех желающих полевая кухня: гречка, борщ и чай из самовара.
«Самолеты я видела и раньше, а вот русский военный лагерь меня впечатлил. Я и гречневую кашу попробовала. Каша... Вкус не утонченный, но мне понравилось. Для пилотов большего не нужно», - говорит Наташа Ляпорт.
Здесь и часовой, и смена караула, и командирский штаб. Фактически целый лагерь везли коробками из России. Здесь подлинное все: от фронтовой библиотеки — книги 42-го года издания — до спичечного коробка. Технику пригнали со всей Франции. С миру по машине вышла база "Нормандии-Неман".
Как много советского хранится во Франции, удивляются россияне. На вопрос французским организаторам, почему они решили устроить реконструкцию, пилоты и историки ответили: чтобы знали, чтобы помнили.