Третьяковская галерея ждет 300 тысяч желающих увидеть шедевры Айвазовского
120 полотен, 55 графических работ, а также навигационные приборы, макеты кораблей, архивные документы будут представлены на выставке, которая откроется в конце июля в Третьяковской галерее на Крымском валу.
Грандиозная экспозиция посвящена 200-летию со дня рождения великого мариниста Ивана Айвазовского. Некоторые его работы широкая публика увидит впервые, но большинство картин - всемирно-известные произведения из собраний российских музеев.
Из Петербурга на Москву движется величественный и беспощадный «Девятый вал». Главный шедевр Айвазовского, который хоть раз видел каждый, спускают на крепких веревках. Секунды — и 120-килограммовое полотно растворяется в коридорах Русского музея, чтобы на днях приехать в Третьяковку, на выставку, о которой ее куратор Галина Чурак говорит, как о стихии грандиозной, мощной, небывалой. Стихии Ивана Айвазовского.
И это ли не волшебство, когда из запасников Третьяковски готовятся достать настоящие сокровища. Около 20 картин отсюда выставлялись крайне редко. Скрыты от глаз и полны тайн, которые будто прячут пышные волны. Просвечивая эту картину инфракрасными лучами, исследователи увидели не один парусник, а два. Второй - Айвазовский замазал, хоть делал так крайне редко. И клубок загадок еще очень велик.
"Одна из задач нашей выставки - помочь и заставить зрителя по-новому взглянуть на этого художника, увидеть в нем не только в красоту живописи, но и другие смыслы", - сказала куратор выставки Галина Чурак.
Его мир — парадоксальный, почти мистический. Маринист номер один писал по памяти в комнате с темно-красными стенами и окнами, которые не выходили на море. Бенуа критиковал его: пустил талант на «айвазню». Но чаще рядом с фамилией Айвазовский стоит определение «самый»: талантливый, продаваемый и... похищаемый. С 90-х годов — 14 случаев. И, конечно, самый плодовитый: около 6000 работ.
В реставрационную мастерскую Третьяковской галереи ворвалась морская стихия. Сразу несколько картин Айвазовского здесь готовят к выставке. Работа идет круглосуточно — объем огромный. Часть полотна со временем пожелтела. Старый лак счищают с помощью кисточки и специального растворителя миллиметр за миллиметром. У каждого мастера тут свои секреты. Александра шутит — работа встанет, если дома забыть не кисточки — наушники.
Музыка ее души — когда вся Москва только и обсуждает предстоящую выставку. Зельфира Трегулова обещает — встреча с прекрасным для посетителей будет приятной и комфортной.
"Во-первых, мы пустили билеты в продажу онлайн, не дожидаясь открытия выставки. Во-вторых, мы ввели посещение по сеансам. Каждые 30 минут мы пускаем по 100 человек. Время пребывания в зале мы не ограничиваем", - сообщила генеральный директор Третьяковской галереи.
Желанием изучать экспозицию целый день в Третьяковке, конечно, никого не удивишь. Свежи воспоминания о выставке Серова с километровыми очередями на морозе, даже полевой кухней. Так уж случилось, что выставку Серова запомнили не только по рекордному количеству посетителей — почти полмиллиона, — но и по выломанной двери. Ажиотаж был небывалый. Тут уже дверь новая, довольно прочная и готовая к встрече со зрительским цунами уже на выставке Айвазовского.
Шутка ли, вопрос, а вы идете на Айвазовского, даже за месяц до открытия выставки никого не застал врасплох!