Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаВ миреОбществоАрмияПроисшествияБезопасностьРелигияКультураЗдоровьеСпортПогодаИнформационная программа «Время»Аналитическая программа «Однако»
24 октября 2016, 18:13

Иракский Мосул оказался на грани гуманитарной катастрофы

Иракский город Мосул спустя неделю с начала операции по его освобождению от террористов оказался на грани гуманитарной катастрофы. Город, по данным ООН, успели покинуть лишь пять тысяч жителей. Остальные — это сотни тысяч мирных людей — оказались фактически заложниками противостояния: боевики используют их как живой щит, но коалиция продолжает атаки, почти каждый день приходят сообщения о новых жертвах. Эксперты констатируют: военная операция, начатая американцами в Мосуле, приобретает затяжной характер.

Обозреватели отводили наспех сколоченной американцами коалиции срок до взятия Мосула. После чего временные союзники с диаметрально противоположными интересами обречены были сцепиться между собой. На деле противоречия всплыли еще раньше. Иракские военные успели отрапортовать о том, что подошли к Мосулу на восемь километров, — и началось. В Багдаде категорически отрицают, что в военной операции участвует Турция. В Анкаре не только говорят, что участвуют, но еще и делают это якобы по просьбе курдских вооруженных формирований.

«Американцы стали формировать ударный кулак из очень разношерстных, борющихся между собой сил. И вместо ударного кулака получилась такая растопыренная пятерня. Сразу стало ясно, что между ними согласия нет», — говорит директор Института религии и политики Александр Игнатенко.

Противоречие системное: Мосул, ныне иракский город, в прошлом — территория Османской империи, и турки об этом не забыли. Идет борьба за влияние в регионе, и США в своей коалиции пытаются сидеть на двух стульях, да еще и разъезжающихся в разные стороны.

«Эштон Картер, министр обороны США, посетил Анкару и Багдад, чтобы примирить турок, которые претендуют на участие в операции, и иракцев, но это у него не получается, потому что иракцы категорически против турецкого участия в этой битве», — говорит директор Института религии и политики Александр Игнатенко.

Пикантности придает ситуации то, что у курдов, которых и Вашингтон, и Багдад, и Анкара считают своим орудием, тоже есть собственная позиция и стремление удержать Мосул в сфере своего влияния. Командиры ополчения заявляют, что ничего с турецкими военными не координируют. И уж тем более курды отрицают, что просили о чем-то Анкару.

«В районе Мосула находится большая группа Рабочей партии Курдистана, помогающая курдам, езидам. Их защищает от террористов. Очень вероятно, что Турция хотела бы иметь доступ к этим курдам из РПК, чтобы бороться против них. Все — и курды — против участия турецкой армии. Вчера турки бомбили одну деревню, погибли около 16 мирных жителей. Такая помощь не нужна ни Ираку, ни курдам, ни коалиции», — сказал представитель правительства регионального Курдистана Асо Талабани.

Впрочем, ударов по гражданским коалиция просто не видит. Не видит и того, что Мосул, который, по идее, идут освобождать, оказался на грани гуманитарной катастрофы. Теоретически предполагалось, что мирные жители покинут город до начала штурма. Но выйти смогли лишь четыре тысячи из некогда полуторамиллионного населения. Террористы не выпускают людей, запугивая и показательно убивая. Что будет с теми, кто оказался в этой битве живым щитом, беспокоятся в ООН.

«Мы встревожены судьбой тех детей, которые остаются непосредственно в Мосуле и прилегающих деревнях, их же никто не защищает. Они не защищены от насилия, которое неизбежно несет в себе военная операция, есть большой риск, что они будут ранены или убиты», — сказал представитель ЮНИСЕФ в Ираке Питер Хокинг.

Минувший уик-энд показал, что опасения не беспочвенны, а удары коалиции — не избирательны. Авианалет на медицинский центр под Мосулом, на детский сад в самом Мосуле и совершенно вопиющий случай — на город Дакук, где террористов не было вообще. Цена ошибки в Дакуке — 13 убитых женщин и детей. Расследовать трагедию призывает международная правозащитная организация Human Rights Watch.

«Принимая во внимание жертвы жертвы среди мирного населения и явное отсутствие поблизости военных целей, сторона, ответственная за авиаудар, должна провести расследование на предмет нарушения законов ведения войны, а также сообщить о своих выводах публично. Если выяснится, что атака была незаконной, необходимо принять соответствующие меры по возмещению ущерба», - заявляет Human Rights Watch.

Но до сих пор никто в коалиции не взял на себя ответственность за Дакук. Стоит ли уточнять, что абсолютное безразличие к судьбе мирных иракцев демонстрируют те самые США, что совсем недавно проявляли такую заботу о судьбе мирных сирийцев, обвиняя Россию в якобы неизбирательных бомбардировках Алеппо? В чем же принципиальная разница в иракской и сирийской ситуации?

«Главная проблема заключается в том, что штурм Мосула отвечает интересам США и напрямую связан с нынешней предвыборной президентской гонкой. Не случайно эта атака началась в тот момент, когда США переживают кризис, когда их обвиняют в бездействии в борьбе против ИГИЛ. Если говорить более конкретно, то Обама хочет оставить Клинтон «наследство», подтверждающее что он боролся против исламских террористов», — говорит руководитель исследовательской программы «Евразия» Дарио Читати.

Подробности этой борьбы — теперь монополия военных. Иракские власти запретили журналистам работать в зоне боев. Формально — из соображений безопасности. Практически же все ясно: меньше лишних глаз — меньше неудобных вопросов. Особенно, если "маленькой и победоносной" операции по какой-то причине не получится.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей