80-летний юбилей отмечает генеральный директор ОТР Анатолий Лысенко
Анатолию Лысенко - 80. Человек, с чьим именем связана целая эпоха на отечественном телевидении, по-прежнему полон сил и не прекращает искать творческие идеи, новые формы и новые таланты.
Если бы не журналистика, то Анатолий Лысенко наверняка стал бы видным железнодорожником и занимал сейчас ответственный пост. Как и отец, он закончил Институт инженеров транспорта, затем поступил в аспирантуру. Когда ушел на телевидение - отец почти полгода не разговаривал с сыном.
Запись в трудовой книжке «сотрудник главной редакции программ для молодежи» появилась в 1968 году. «КВН», «12-й этаж», «А, ну-ка, девушки!» и «А, ну-ка, парни!», «Это вы можете». Передачи рождались в муках коллективного творчества. Ценились выдумка и фантазия. Подчас «на грани фола». В «молодежке» придумали и первую рекламную передачу на советском телевидении - «Аукцион». В одном из выпусков вместо кальмаров в консервные банки поместили по янтарному ожерелью и запаяли крышки. И объявили с экрана: кто ищет, тот всегда найдет.
«Одну банку взяли на передачу, а две банки, как тогда говорили, в товаропроводящую сеть. На следующий день народ смел все кальмары», - вспоминает генеральный директор Общественного телевидения России, президент Международной академии телевидения и радио Анатолий Лысенко.
Автор более 50 документальных фильмов, лауреат Госпремии за исторический цикл «Наша биография», в котором, кстати, впервые с экрана рассказали о подвиге Подольских курсантов, Анатолий Лысенко и создатель программы «Взгляд». Программа получилась настолько яркой и дерзкой, что постоянно была под угрозой закрытия.
«В пятницу эфир - в понедельник увольняли, в четверг запрещали - в пятницу эфир. Так мы и жили», - рассказывает журналист.
Ведущих даже сравнивали с «Битлз», настолько они были популярны в СССР. А ведь раньше никто из них не работал в кадре.
«Кто-то из операторов им сказал: «Вы так посолиднее себя держите, потому что на вас смотрят миллионов 150-160». И они зажались. Ну, это у актеров часто очень бывает. Ткнешь пальцем, а он как камень весь», - рассказывает Лысенко.
Чтобы снять зажим и расшевелить ведущих, пригласили профессионального клоуна. Анатолий Лысенко вспоминает: «Дима Захаров сидит, читает текст серьезный, и вдруг вылезает рука и начинает ковырять в носу, а он должен продолжать. Влад читал новости, сидя в шкафу на четвереньках».
Папа, шеф, дядя Толя — как только не называли Лысенко. Для своих он всегда был Лысый, и не обижался — может, потому что шевелюрой не обделен. Про него говорят: работал с небольшими перерывами на сон. Как то после очередного тяжелого разговора с начальством отнялась правая половина лица. Долгие месяцы ушли на восстановление.
«Он всегда защищал людей, с которыми он работал, он всегда находил правильные слова и становился спиной к спине», - говорит президент Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуард Сагалаев.
«Он еще очень хороший знаток аппаратной системы, в том числе телевизионной аппаратной системы, и умеет несколько сдвинуть аппарат в сторону большей свободы, творческой, профессиональной, политической», - отмечает декан Высшей школы телевидения МГУ им. М.В. Ломоносова Виталий Третьяков.
С 2012 года Анатолий Лысенко возглавляет Общественное телевидение России. На стене в кабинете фотографии черепах. Любимое животное, объясняет юбиляр: не оборачивается назад и никуда не торопится.
«Главное не делать подлостей, тогда как-то легче дожить. Наша профессия позволяет удовлетворять собственное любопытство за счет государства, что мы и делали, но, мне кажется, зритель от этого был в выигрыше», - говорит Анатолий Лысенко.
по словам юбиляра, он планирует начать новую книгу воспоминаний. Название уже есть: «Маугли российского телевидения». Так к нему однажды обратилась молодая корреспондентка, перепутав «маугли» с «гуру». Видимо, от волнения.