В музее имени Пушкина открылась выставка-посвящение Кристиану Диору
В музее имени Пушкина открывается выставка одного из самых любимых женских художников - Кристиана Диора. Впрочем, экспозиция, под которую отвели несколько залов, будет интересна не только дамам. История модного дома представлена в полном объеме и с неожиданных ракурсов.
Между этими платьями полвека и могла бы пасть пропасть, если бы не имя их создателя. Кристиан Диор. Его "нью лук", новый взгляд 1947-го года. И видение в том же стиле 50 лет спустя. В музее имени Пушкина они словно двери модного дома, или портал, который здесь переносит мир моды в мир искусства.
К этому событию французы готовились год. Главный, белый зал буквально превратили в другой - колонный. Директор музея Ирина Антонова, обходя выставку вместе с журналистами, признается - этот "новый взгляд" Диора, похоже, изменил не только стиль послевоенной Европы и свел с ума миллионы женщин, но вот теперь придал особый шик музейным стенам.
Это воздвижение образа великого модельера, говорят в музее. Или его вдохновение, добавляет французская сторона. Хотя всё это на самом деле посвящение женщине.
Он говорил про себя: я - дамский портной. Его дама - из века 18-го. Мария-Антуанетта кисти Элизабет Виже-Лебрен. Египетская царица. Или мать Мадлен. Говорят, её спальня в родительском доме Кристиана Диора была ровно в такой - серо-белой гамме.
Но главное, что его женщина - цветок. Тюльпан. Его шляпка, словно упакованная ножка букета. Впрочем, идеальный цветок Диора лишен некрасивостей. Он называл это лишним - плечи, локти, колени. Оттого и приспущенные линии, закрытые руки и длинные юбки.
Боковые музейные залы отданы линиям тела. С одной стороны - в стиле ню, с другой - в плане верхней одежды. И то и другое - разное воплощение одного и того же. Если справа - великая американская обнаженная Тома Вессельмана, то слева - большая женская мечта: знаменитый жакет "Бар" кутюрье. Воплощенная элегантность.
Произведения искусства - тоже часть вдохновения. Пикассо и Модильяни. Гойя - как символ испанских веяний в коллекциях. Этот зал могли бы назвать Диор-завоевания, но называют зал путешествий. Восток и Шахерезада, Китай и Япония. И Диор-мадонна по центру. Видя это платье, в мире моды произносят только одну фразу: "по традиции коллекция завершается свадебным платьем".
"Эти три костюма - русский уголок в сердце Диора. Он был в России в 31-м году и был поражен костюмами крестьян из этнографического музея в Санкт-Петербурге, русской архитектурой и, конечно, русскими женщинами", - рассказывает куратор выставки по костюмам Флоранс Мюллер.
В его нарядах блистала Эдит Пиаф и Марлен Дитрих. В звездном зале в Москве - платья Шэрон Стоун, Шарлиз Терон, принцессы Дианы. Со звездой. Металлическую звезду суеверный Диор счел добрым знаком, когда за год до открытия Дома моды нашел ее по дороге на встречу с текстильным магнатом, который в свою очередь счел Диора бесконечно талантливым и вложение в новый бренд удачной сделкой.
"Для нас это очень значимый момент, эти платья в России в Пушкинском музее уже не те платья, которые вы могли видеть на показах мод. Здесь вы можете рассмотреть их в деталях, - говорит исполнительный директор Дома Dior Сидней Толедано. - Я испытываю потрясающие по силе эмоции".
Леди Ди уверяла - Диор означает волшебство. Его друг французский писатель Жан Кокто говорил - это имя состоит из "бога" - "ди" и "золота" - "ор". И каждое его творение – колдовство, кричали так ждавшие этого колдовства женщины. Это искусство, называют его костюмы организаторы выставки. Наравне с изобразительным. Художник Кристиан Диор так писал женщину.