Скончалась режиссер Татьяна Лиознова
Печальная новость. В Москве скончалась народная артистка СССР Татьяна Лиознова. Татьяне Михайловне было 87 лет. Большая творческая жизнь, большое кино - фильмы, вошедшие в Золотой фонд отечественного кинематографа "Память сердца", "Евдокия", "Три тополя на Плющихе". "Мы, нижеподписавшиеся", "Им покоряется небо", "Карнавал" и, конечно же, "Семнадцать мгновений весны" - он еще и как дань ее личной памяти - у Татьяны Михайловны все мужчины в семье погибли на войне.
Ее любили зрители, она знала это, и любовь подпитывала Татьяну Михайловну даже когда в жизни были особенно трудные времена. В нашем эфире великая песня из великого фильма в память о великой женщине Татьяне Лиозновой.
Фильм "Три тополя на Плющиъхе" - рассказывала Лиознова - родился из песни Пахмутовой. Такой же пронзительной и нежной как и чувство - внезапно возникшее между немолодыми уже людьми. После выхода картины зрители долго присылали Лиозновой письма -где вместе со словами благодарности были и упреки - все очень хотели чтобы герои Ефремова и Дорониной были вместе. И все понимали что, будь у фильма другая концовка- это было бы и другое - не лиозновское кино. Она отстаивала свою эстетику жестко и уверенно.
"Железная леди советского кинематографа" - ее называли так, даже когда она уже давно ничего не снимала. И только немногие - близкие друзья - знали какой она была на самом деле - ранимой, сентиментальной, впечатлительной. Свою первую картину - "Память сердца" Лиознова сняла лишь через 9 лет после окончания ВГИКа. До этого она занималась театральными постановками, писала пьесы и даже - одно время - оставшись без работы, шила платья на заказ. У героинь ее фильмов тоже всегда были непростые судьбы. Может поэтому они до сих пор так близки зрителям.
Даже на то время самый продолжительный телевизионный фильм -в 14 часов экранного времени - "Семнадцать мгновений весны" - трудно назвать сериалом в современном значении слова. На создание картины ушло три года. Лента и состоялась во многом благодаря бойцовскому характеру Лиозновой. Ее, например, отговаривали снимать Тихонова в роли Штирлица. Многие думали, что у актера с внешностью героя - любовника не получится образ молчаливого, сосредоточенного разведчика. Когда уже готовый фильм показывали на Лубянке настоящим - профессиональным разведчикам - плакал весь зал.
Если бы Лиознова сняла только "Семнадцать мгновений весны " то и тогда бы вошла в историю нашего кино. Именно этот фильм принес ей всенародную любовь.
"Мне присылали подарки.. люди, даже совершенно не зная меня лично присылали мне картины, я обласкана своим зрителем, я понята зрителями, а это великая вещь", - рассказывала Татьяна Лиознова.
Татьяна Лиознова снимала фильм "Карнавал" будучи уже корифеем режиссеры, лауреатом Госпремии. От автора "Семнадцати мгновений весны" все ждали чего-то эпохального. А она неожиданно сняла фильм о трогательных приключениях начинающей артистки, мечтающей покорить столицу. Ей просто хотелось сделать фильм, куда бы вошли детали ее собственной жизни.
"Колонка из которой она пьет там ледяную воду- она там стоит до сих пор.. и мы с девчонками возвращаясь из школы считали шиком - остановится и попить там ледяной воды. Сводит все, а мы пьем - шик такой был", - говорит режиссер.
Она так и осталась - режиссером советского кинематографа: после распада СССР снимать ей уже ничего не довелось - не позволяли возраст и болезни. Все чаще подводило сердце. Отказывали ноги. Ее утешением стала музыка.
У нее был безупречный музыкальный вкус. Через музыку она смотрела и на окружающую жизнь. Так словно бы жизнь - это лишь картинка на экране, а реальность - это те мелодии, которыми жила ее душа.