Николай Цискаридзе вновь оказался в центре внимания журналистов
Группа преподавателей Академии русского балета им. Вагановой и артисты балета Мариинского театра направили письмо в администрацию Президента и Министерство культуры с просьбой пересмотреть решение о назначении Николая Цискаридзе ректором Академии.
Кажется, во взгляде Агриппины Вагановой в эти дни проскальзывает нотка укоризны, еще бы в стенах Академии русского балета сейчас больше думают о перестановке руководства, нежели о постановке рук. Справится ли прославленный танцор с новой должностью? Неравнодушные к судьбе Академии составили открытое письмо, которое подписало более 700 человек.
"Ректор Академии русского балета - это должностное лицо, которое отвечает за административный, учебный и хозяйственный процесс в вузе, где обучается более 600 студентов и где преподают около 100 педагогов. Приходится объективно признать, что опыта такой работы у Н.М. Цискаридзе в настоящее время нет", - говорится в открытом письме.
За неделю, которая прошла с момента назначения, Цискаридзе успел понять две вещи: работы будет много и к творчеству она отношения не имеет. Он уже начал масштабную проверку как научной базы, так и хозяйственной.
"У меня очень много проблем сейчас, которые надо решать как можно быстрее. Здание до сих пор не принято после реконструкции-реставрации, есть много метров, которых на бумаге просто не существует. Причем заниматься этим надо в срочном порядке, потому что в этом здании учатся дети!" - говорит Николай Цискаридзе.
Формально академия считается вузом, но принимает учеников с 10 лет. Дети получают здесь среднее и высшее образования. Уроки за партой чередуются с уроками у станка, нагрузка колоссальная - занятие с утра до вечера. Поэтому художественный руководитель академии, как и во всех российских театрах, - ключевая фигура. И решение Николая Цискаридзе оставить на этом посту Алтынай Асылмуратову, приму-балерину Мариинского театра, которая 13 лет отдала юным вагановцам, внесло толику стабильности в ситуацию.
"Алтынай в курсе всего, она знает всех детей поименно, пофамильно, она ответственна за костюмы, туфли она все знает! Уже не говоря о качестве: она контролирует каждый шаг каждого ученика", - отмечает преподаватель классического танца Академии русского балета им. А.Я. Вагановой Елена Забалканская.
От встречи с прессой художественный руководитель Алтынай Асылмуратова отказалась. Атмосфера в Академии напоминает затишье после бури. На контакт вагановцы идут неохотно, и для этого есть свои причины.
"Их кто-то запугивает все время, ходит человек, который говорит, что якобы я их всех уволю. Второй момент, который был тоже очень неприятный: кто-то пустил слух среди иностранных студентов для того, чтобы в школе был бунт, что я сейчас подниму плату. Я пришел туда не воровать, не зарабатывать, не делать себе какое-то имя!" - подчеркнул Николай Цискаридзе.
Иностранных студентов в Академии много, ведь это одна из старейших в мире балетных школ. Раньше появились только во Франции. Кстати, первый российский балетмейстер Жан-Батист Ланде был родом оттуда: в 1738 году он открыл при дворе Анны Иоанновны танцевальную школу для детей дворцовых служащих. За 275 лет названия и статусы менялись неоднократно. А вот традиции петербургской балетной школы оставались.
"Петербургская школа всегда отличалась позициями рук, плеч, соотношением головы, поворота, взгляда даже. Московская школа более энергична. Она, я не побоюсь этого слова, более физкультурна," - считает профессор СПбГУ, доктор искусствоведения Игорь Ступников.
Балетные школы двух танцевальных столиц в эти дни сравнивают все. Однако Николай Цискаридзе не устает напоминать: практически все его педагоги были воспитаны из этих стенах, начиная от первого учителя в хореографическом училище Тбилиси и заканчивая прославленными Галиной Уланова и Мариной Семеновой в Москве.
К тому же, в Министерстве культуры считают, что люди с таким артистическим опытом могут быть востребованы не только на сцене.
"Опыт их бесценен. Ни в одном институте, университете нельзя научиться тому, что знают и умеют они. Поэтому очень важно этот опыт использовать. Тут очень важно, чтобы эти люди были максимально востребованы, потому что счет их идет на единицы, а каждый из них носитель школы", - подчеркнул министр культуры Владимир Мединский.
Как он изменит Академию в хореографическом плане - пока загадка для всех, и лишь невозмутимая Людмила Сафронова, ученица Вагановой, старейший педагог Академии, философски смотрит на происходящее.
"А что может быть еще в этой ситуации? Ждать, ждать. И каждый должен делать свое дело хорошо!" - считает она.
Пока обсуждают, кто и как должен управлять Академией русского балета, жизнь здесь идет своим чередом. Несмотря на дни школьных каникул, все ученики старше 9-го класса приходят сюда на занятия, ведь даже недельный перерыв для танцора - непозволительная роскошь.