Критики не угадали — неожиданные итоги Каннского кинофестиваля
"Сюрприз от братьев Коэнов" - так пресса пишет об итогах Каннского фестиваля. Решение голливудских мастеров, которые в этот раз возглавляли жюри, кто-то назвал "спорным", кто-то - "смелым", и все вместе - "необычным". "Золотую пальмовую ветвь" за лучший фильм критики прочили одним лентам, а получила другая.
Несмотря на все запреты - не делать селфи на каннской лестнице, не ходить по красной дорожке на высоком каблуке, представить такой кинофестиваль без гламура невозможно. Так что, и первого, и второго было на этот раз даже больше обычного. Сотни, тысячи фотографий — селфи мгновенно разлетелись по всем соцсетям Интернета, а высокие каблуки и тонкие шпильки изящно дополняли роскошные женские наряды гостей фестиваля.
Две недели кинопросмотров уже позади, отбор из десятков картин в разных конкурсах. В основном программе - 19 работ, и пришло время назвать победителей.
Лучшую женскую роль Франция разделила с Америкой. Сразу два призера. Американка Руни Мара за фильм "Кэрол" — картина о непростых взаимоотношениях двух женщин в Нью-Йорке середины прошлого века. Награда досталась и француженке Эмманюэль Берко за роль в фильме "Мой король".
Лучшая мужская роль снова французам и снова за социальную драму. Винсент Лендон — актер малоизвестный за пределами Франции. Картина "Закон рынка" - рассказ о служащем фабрики, который отчаянно ищет работу. Для сегодняшней Франции с высоким по-прежнему уровнем безработицы тема весьма злободневная.
"Это смелый политический шаг — номинировать и наградить такой фильм, как мой, а также картины Эмамануэль Берко и другие, рассказывающие о непростой доле наших современников. И я хочу сказать и посвятить эту награду тем, кого очень часто недооценивают. Вы лучше и выше, чем вы кажетесь себе и другим", - сказал Винсент Лендон.
О фильме-антиутопии "Лобстер" греческого режиссера Йоргоса Лантимоса в Каннах ходило столько разговоров, что не отметить его жюри - это стало бы настоящим недоразумением. "Лобстер" - трагикомедия о ближайшем будущем, о том, как вскоре люди потеряют право на одиночество, и каждый обязательно должен обзавестись партнером. В фильме замечательно сыграл ирландец Колин Фаррел. "Лобсер" получил приз жюри.
Азиатское кино ежегодно в конкурсной программе Каннского фестиваля. Лучший режиссер — тайванец Хоу Сяосянь. Историческая драма "Убийца" времен средневекового Китая — сочетание неторопливой восточной созерцательности и молниеносного кун-фу. Без единоборств картина в стиле экшн обойтись не могла. Для режиссера это уже вторая награда престижного киноконкурса.
Гран-при фестиваля у картины, которой пророчили "Золотую ветвь"- " Сын Саула", венгерского режиссера Ласло Немеша. Драма, действие которой разворачивается в концлагере "Освенцим". Два дня из жизни Саула Аусландера, заключенного зондеркоманды "фабрики смерти", сжигающего трупы жертв Холокоста.
"Спасибо Каннскому фестивалю, что пригласили нас, Тьери Фремонту — что включили наш фильм в основную программу, и всей команде Канн", - сказал Ласло Немеш.
И, наконец, лучший фильм фестиваля. "Золотая пальмовая ветвь" досталась картине "Дипан" режиссера Жака Одиара. Опять социальная драма о сложностях не только французского, но скорее общеевропейского мультикультурализма. Судьба тамила-нелегала из Шри-Ланки, перебравшегося с семьей от ужасов войны на родине в неблагополучные пригороды Парижа. Жизнь на окраинах французской столицы на поверку оказалась ничуть не лучше.
"Большое спасибо. Я очень взволнован. Я знал, что со мной это случится, если я получу эту награду. Получить награду из рук самих братьев Коэнов для меня это исключительное событие", - сказал Жак Одияр.
Лучший фильм для многих - полная неожиданность, так же как и полное игнорирование в Каннах картин итальянских режиссеров, а последних в конкурсе было немало. Современные классики Паоло Соррентино, Нанни Моретти и Маттео Гаронне покидают Лазурный берег с пустыми руками.